Педсовет. «Портрет учителя в современном образовательном
пространстве»
23 марта 2010года
К вопросу о компетентности
современного учителя
Забашта М. А., методист
ГОУ лицей № 533
В последнее десятилетие во всем мире и России требования к
результату общего и высшего образования формулируются в категории компетенции/
компетентности.
В документах по модернизации образования записано:
« Основным
результатом деятельности ОУ должна стать не система ЗУНов сама по себе, а набор
заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-
политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».
О компетентностном подходе при обучении в школе говорится в
целом ряде основных нормативных документов, регламентирующих деятельность
общеобразовательных учреждений на современном этапе:
-Концепция модернизации российского образования на период до
2010г., завершающая реализацию в текущем году;
-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», обеспечивающая преемственность основных положений концепции;
-Концепция профильного обучения на старшей ступени общего
образования
Федеральная целевая программа развития образования на
2006-2010гг
-Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования.
Возникает вопрос: «Почему компетентностный подход стал таким актуальным?»
И. А. Зимняя (Исследовательский центр проблем качества
подготовки специалистов, Москва) указывает на три причины:
-вступление России в Болонский процесс(2003 г.)
(общеевропейская тенденция интеграции, направленная на создание
в Европе открытой системы высшего образования)
-смена образовательной парадигмы( от знаниевой к
развивающей)
(традиционное обучение, ориентированное на получение знаний,
умений и навыков , заменяется на личностно-ориентированное, направленное на формирование
ключевых компетентностей и развитие личности учащегося)
-предписания внедрения компетенции и компетентностного
подхода нормативными документами.
В основе компетентностного подхода-два ключевых понятия:
«компетенция» и «компетентность», которые в наиболее общем понимании означают:
Компетенция-круг вопросов, в которых человек хорошо
осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентность- (характеризует субъекта деятельности)
обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку
обоснованно судить об определенной области и эффективно в ней действовать.
(А. В. Хуторской)
Таким образом, современная ситуация общественного развития
актуализировала необходимость изучения такого понятия, как «компетентность
специалиста» или «профессиональная компетентность».
Рассмотрим несколько определений профессиональной
компетентности учителя:
-осведомленный, авторитетный в какой-то области
(
О. И. Ожегов)
-способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный
подход к выполнению своих обязанностей
(В. Ю.
Кричевский)
-совокупность профессионально-педагогических компетенций
(Е. Н. Соловова)
-сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и
навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность
построения учебно- воспитательного процесса
(В. А. Адольф)
Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что
профессиональная компетентность- интегральная профессионально-личностная характеристика учителя, определяющая его
готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в
соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.
Профессиональная компетентность интегрирует в себя три
аспекта:
-когнитивный ( научные, предметные знания);
-операционно- технологический ( способы деятельности, умения
принимать решения)
-аксиологический (опыт эмоционально- личностного отношения к
природе, обществу, человеку);
Дополнительные составляющие профессиональной компетентности
на современном этапе:
-соотнесение своей деятельности с наработками на уровне
мировой педагогической культуры, отечественной педагогики;
-способность продуктивно взаимодействовать с инновационным
опытом коллег, обобщать свой опыт;
-креативность, саморефлексия как способ бытия в профессии.
Готовность учителя к профессиональной деятельности в
современных условиях предполагает обладание предметной, педагогической и
социальной компетенциями.
Компетентностная модель современного учителя представлена на
рис. 1
Рис. 1 Компетентностная модель современного учителя (Г.Л.Абдулгалимов)
1 – предметная компетентность учителя
2 – педагогическая компетентность учителя
3 – социальная компетентность учителя
Основание модели- социальная компетентность учителя, которая
служит основой для предметной и педагогической компетентностей (Г. Л
Абдулгалимов)
Верхняя граница предметной компетентности современного
учителя определяется нормативно- правовыми
документами по данному предмету. В процессе поиска нестандартных задач
происходит профессиональный рост учителя и формирование научно-
исследовательской компетенции. В модели появляется творческий уровень.
Одним из факторов, определяющих качество образования, является
содержание предметных компетенций учителя. Рассмотрим, что включает в себя
каждая из составляющих.
Когнитивная составляющая:
- знание предмета;
-знание смежных наук;
-знание и обеспечение реализации содержания и структуры
федерального базисного учебного плана;
-знание учебных планов и программы по предмету;
-знание требований ГИА по данному предмету.
Операционно- технологическая:
-умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой
дисциплине;
-самостоятельная работа по накоплению научных материалов,
проблем , решений;
-постоянная работа с периодикой;
-умение адаптировать научное знание для достижения учебных
целей.
Аксиологическая составляющая:
-глубокое понимание и умение использовать на практике
основные ценности, понятия, нормы , достоинства, решения;
-готовность и желание познавать, учиться.
Система минимальных
требований к знаниям, умениям, способностям и личным качествам педагога ( его
компетентности) отражена в проекте стандарта профессиональной деятельности,
который был разработан с позиций компетентностного подхода под редакцией Л. В. Кузьминова и В. Л.
Матросова в 2006 г.
в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на
2006-2010гг. Это первый опыт создания стандарта профессиональной деятельности.
Для определения уровня состояния компетенций на данном
временном отрезке существуют определенные критерии, позволяющие учителю
провести самоанализ профессиональной компетенции, определить проблемные зоны , сделать выводы об
уровне сформированности профессиональных компетенций
Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
рассмотрим на примере предметной компетенции.( Таблица1)
Таблица1. Критерии оценки предметной компетенции учителя
Характеристики,
определяющие
успешность учителя
|
Оптимальный ур-нь
8-10 баллов
|
Достаточный ур-нь
6-7 баллов
|
Критический ур-нь
5 баллов и ниже
|
Предметная компетенция:
-знания в обл.преподаваемого
предмета,
- методологии
преподавания
|
Учитель
- отлично знает
содержание предмета;
-хорошо ориентируется в нормативной
документации и современных
публикациях по методологии преподаваемого предмета;
-использует в содержании урочной
и внеурочной деят.
учащихся продуктивный
опыт.
|
Учитель
-хорошо знает
содержание пр-та;
-хорошо ориентируется
в нормат. документах и совр публикациях;
-вводит эпизодически
в содержание уч. процесса продуктивный
опыт и инновац. приёмы.
|
Учитель
-знает
содержание
предмета;
-практически не следит за достижениями в
области разработок ,
новых
подходов в его преподавании,
не пользуется периодикой.
В учебном процессе практически не проявляются результаты
последних исследований базовых наук.
|
Резюмируя сказанное, следует отметить:
-использование
компетентностного подхода в образовании предполагает изменения в
профессиональном сознании учителя, его
деятельности;
-компетентность в контексте педагогической деятельности- это
комплексный профессионально- личностный ресурс, обеспечивающий возможность
эффективного взаимодействия в образовательном пространстве;
-уровень сформированности профессиональных компетенций учителя
должен быть достаточным для создания такой образовательной развивающей среды, в
которой возможно формирование ключевых компетенций учащихся.
Литература
1.И. А. Зимняя. Ключевые компетенции-новая парадигма
результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос»-2006.5мая.
2.И. А. Зимняя. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи
, перспективы.» М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов,
2004.
3. В. А. Адольф. Формирование профессиональной
компетентности будущего учителя.
//Педагогика.- №1.1998
4.Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя
к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании.
№5.2009
5.О. А. Козырева
Феноменология профессиональной компетентности учителя.
//Образовательные технологии и общество.- 11(2)2008
6.Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые
понятия компетентностного подхода в
образовании //Наука и школа.- №4.2008
6.И. И. Барахович. Коммуникативная компетентность педагога
(Требования профессионального стандарта педагогической деятельности. //
Интернет-ресурс
7.М. В. Аргунова. Ключевые образовательные компетенции и
оценка их сформированности. // Химия в школе. №6. 2009
|