Забашта М. А. К вопросу о компетентности современного учителя - Авторские работы - Каталог файлов - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Нормативные документы [2]
Авторские работы [31]
Полезные материалы [5]
Всероссийская олимпиада 2010/11 [10]
Пробный ЕГЭ 2011 [1]
Срезовые контрольные работы 2011/12 [9]
Олимпиада 2011/12 [2]
ЕГЭ 2012 [1]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Файлы » Авторские работы

Забашта М. А. К вопросу о компетентности современного учителя
24.12.2013, 00:16

Педсовет. «Портрет учителя в современном образовательном пространстве»

23 марта 2010года  

                 

                          К вопросу о компетентности современного  учителя

 

                                                                                                      Забашта М. А., методист

                                                                                                      ГОУ лицей № 533

 

В последнее десятилетие во всем мире и России требования к результату общего и высшего образования формулируются в категории компетенции/ компетентности.

В документах по модернизации образования записано:

 « Основным результатом деятельности ОУ должна стать не система ЗУНов сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно- политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

 

О компетентностном подходе при обучении в школе говорится в целом ряде основных нормативных документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений на современном этапе:

-Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., завершающая реализацию в текущем году;

-Национальная образовательная инициатива «Наша  новая школа», обеспечивающая преемственность  основных положений концепции;

-Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010гг

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

 

Возникает вопрос: «Почему компетентностный подход стал  таким актуальным?»

И. А. Зимняя (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Москва) указывает на три причины:

-вступление России в Болонский процесс(2003 г.)

(общеевропейская тенденция интеграции, направленная на создание в Европе открытой системы высшего образования)

-смена образовательной парадигмы( от знаниевой к развивающей)

(традиционное обучение, ориентированное на получение знаний, умений и навыков , заменяется на личностно-ориентированное, направленное на формирование ключевых компетентностей и развитие личности учащегося)

-предписания внедрения компетенции и компетентностного подхода нормативными документами.

 

В основе компетентностного подхода-два ключевых понятия: «компетенция» и «компетентность», которые в наиболее общем понимании означают:

Компетенция-круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентность- (характеризует субъекта деятельности) обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно в ней действовать.

                                                                                                       (А. В. Хуторской)

 

Таким образом, современная ситуация общественного развития актуализировала необходимость изучения такого понятия, как «компетентность специалиста» или «профессиональная компетентность».

Рассмотрим несколько определений профессиональной компетентности учителя:

-осведомленный, авторитетный в какой-то области

                                                                                    ( О. И. Ожегов)

-способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей

                                                                                  (В. Ю. Кричевский)

-совокупность профессионально-педагогических компетенций

                                                                                    (Е. Н. Соловова)

-сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно- воспитательного процесса

                                                                                        (В. А. Адольф)

 

Анализируя представленные определения, можно сделать вывод, что профессиональная компетентность- интегральная профессионально-личностная  характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.

 

Профессиональная компетентность интегрирует в себя три аспекта:

 

-когнитивный ( научные, предметные знания);

-операционно- технологический ( способы деятельности, умения принимать решения)

-аксиологический (опыт эмоционально- личностного отношения к природе, обществу, человеку);

 

Дополнительные составляющие профессиональной компетентности на современном этапе:

-соотнесение своей деятельности с наработками на уровне мировой педагогической культуры, отечественной педагогики;

-способность продуктивно взаимодействовать с инновационным опытом коллег, обобщать свой опыт;

-креативность,  саморефлексия как способ бытия в профессии.

 

Готовность учителя к профессиональной деятельности в современных условиях предполагает обладание предметной, педагогической и социальной компетенциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Компетентностная модель современного учителя представлена на рис. 1

 

 

Рис. 1 Компетентностная модель современного учителя (Г.Л.Абдулгалимов)                                                                                 

1 – предметная компетентность учителя

2 – педагогическая компетентность учителя

3 – социальная компетентность учителя

Основание модели- социальная компетентность учителя, которая служит основой для предметной и педагогической компетентностей (Г. Л Абдулгалимов)

Верхняя граница предметной компетентности современного учителя определяется нормативно- правовыми  документами по данному предмету. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно- исследовательской компетенции. В модели появляется творческий  уровень.

 

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Рассмотрим, что включает в себя каждая из составляющих.

Когнитивная составляющая:

- знание предмета;

-знание смежных наук;

-знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного  учебного плана;

-знание учебных планов и программы по предмету;

-знание требований ГИА по данному предмету.

Операционно- технологическая:

-умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;

-самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем , решений;

-постоянная работа с периодикой;

-умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.

Аксиологическая составляющая:

-глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы , достоинства, решения;

-готовность и желание познавать, учиться.

 

Система  минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личным качествам педагога ( его компетентности) отражена в проекте стандарта профессиональной деятельности, который был разработан с позиций компетентностного подхода  под редакцией Л. В. Кузьминова и В. Л. Матросова в 2006 г. в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010гг. Это первый опыт создания стандарта профессиональной деятельности.

 

Для определения уровня состояния компетенций на данном временном отрезке существуют определенные критерии, позволяющие учителю провести самоанализ профессиональной компетенции,  определить проблемные зоны , сделать выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций

 

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя рассмотрим на примере предметной компетенции.( Таблица1)

 

Таблица1. Критерии оценки предметной компетенции учителя

 

Характеристики,

определяющие

успешность учителя

Оптимальный ур-нь

8-10 баллов

Достаточный ур-нь

6-7 баллов

Критический ур-нь

5 баллов и ниже

Предметная компетенция:

-знания в   обл.преподаваемого предмета,

- методологии

 преподавания

Учитель

- отлично знает

 содержание предмета;

-хорошо ориентируется в нормативной

документации и современных

публикациях по методологии преподаваемого предмета;

-использует в содержании урочной

и внеурочной деят.

учащихся продуктивный

опыт.

Учитель

-хорошо знает

содержание пр-та;

-хорошо ориентируется

в нормат. документах и совр публикациях;

-вводит эпизодически

в содержание уч. процесса продуктивный

опыт и инновац. приёмы.

 

 

Учитель

-знает

содержание

предмета;

-практически не следит за достижениями в

области разработок ,

новых

подходов в его преподавании,

не пользуется периодикой.

В учебном процессе практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук.

 

 

Резюмируя сказанное, следует отметить:

 -использование компетентностного подхода в образовании предполагает изменения в профессиональном сознании учителя,  его деятельности;

-компетентность в контексте педагогической деятельности- это комплексный профессионально- личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве;

-уровень сформированности профессиональных компетенций учителя должен быть достаточным для создания такой образовательной развивающей среды, в которой возможно формирование ключевых компетенций учащихся.

 

 

 

 

 

Литература

1.И. А. Зимняя. Ключевые компетенции-новая парадигма результата современного образования.// Интернет-журнал «Эйдос»-2006.5мая.

2.И. А. Зимняя. Труды методологического семинара  «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи , перспективы.» М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.

3. В. А. Адольф. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя.

//Педагогика.- №1.1998

4.Г.Л. Абдулгалимов. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. //Стандарты и мониторинг в образовании. №5.2009

5.О. А. Козырева  Феноменология профессиональной компетентности учителя.

//Образовательные технологии и общество.- 11(2)2008

6.Ф. Т. Шишкин. Компетенция и компетентность как ключевые понятия компетентностного  подхода в образовании //Наука и школа.- №4.2008

6.И. И. Барахович. Коммуникативная компетентность педагога (Требования профессионального стандарта педагогической деятельности. // Интернет-ресурс

7.М. В. Аргунова. Ключевые образовательные компетенции и оценка их сформированности. // Химия в школе. №6. 2009

Категория: Авторские работы | Добавил: vk350
Просмотров: 404 | Загрузок: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz