Васильева Н.В., ГБОУ СОШ № 180. Организация исследовательской деятельности по английскому языку. - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

Васильева Н.В., ГБОУ СОШ № 180. Организация исследовательской деятельности по английскому языку.

Организация  исследовательской  работы  по  английскому  языку

      "В Китае, благодаря Конфуцию, особо ода­ренные дети получали образование при дворе правителя. В этих детях видели гарантов национального благополучия и высоко чти­ли их. "

 

        "Заинтересованность  школьников  в  собственной исследовательской  работе  усиливается  наглядностью  результатов  своего  труда,  а  также  успехом  выступления  на  конференции  или  конкурсе.  И  задача  педагога  -  довести  юного  исследователя  до  такого  успеха,  дать  ему  мощный  стимул  для  дальнейшего  творческого  развития”.

А.В.Хуторской, д.п.н.  член-корреспондент

 Российской  академии  образования

        

Современные  школьники – кто  они?  Какие  у  них  стремления?  Что  они  могут,  на  что  способны?   Ответы  на  эти  вопросы  можно  получить,  наблюдая  за  ними,  за  их  образом  жизни    со  стороны.  Им  присущь  отличный  от  нашего  набор  ценностей,  они  более  эгоцентричны,  требуют  уважения  своих  интересов и, практически,   не  задумываются  о  том,  что  в  век  информационных  технологий  они  теряют  одну  из  главнейших  составляющих в жизни  -  это  умение  размышлять,  анализировать,  доказывать  свою  точку  зрения  аргументировано,  практически  не  владеют  набором  слов,  логически  связывающих  предложения  в  беседе,  используя  просторечные  выражения.   Как  известно,  кругозор  у школьников  развивается  на  уроках,  при  чтении  дополнительной  литературы,  а  сейчас  их  кругозор  в  основном  ограничен  тем,  что  предлагает  им  телефон  и  компьютер  -   это  общение  в  социальных  сетях,  компьютерные  игры  и  другие  возможности.  Анализируя  данное  состояние  вещей,  становится  очевидным  необходимость  организации  исследовательской  работы  с  учащимися  и  введение  элементов  исследования  на  различных  предметах.

В  своей  педагогической  деятельности  я  стараюсь  прививать  школьникам  навыки  исследовательской  работы,  умение  рассуждать,  анализировать,  развивать  мысли,  аргументировать  суждения,  доказывать  свою  точку  зрения,  делать  предположения  самостоятельно.

Учебно-исследовательская  работа  учащихся  организуется по двум  направлениям. Прежде  всего,  это  урочная  деятельность  школьников.  В  качестве  домашних  заданий  школьникам  предлагается  подготовка  сообщений,  поиск  ответов  на  те  или  иные  вопросы,  написание  рефератов,  составление  кроссвордов  и  вопросов  для  одноклассников,  и  младших  школьников,  создание  презентаций  по  интересующим  их  темам  и т.п.  Эта  нехитрая,  но  оценочная  деятельность  подталкивает  к  ежедневной  работе  с  дополнительной  литературой,  с  интернет -ресурсами.  Одним  из  примеров  урочной  учебно-исследовательской   деятельности   является  создание  урочных  проектов  (внутришкольная деятельность),  сопровождающих  изучаемые  темы.  Работа  ведётся  с  учащимися  5-11 классов.

Внеурочная  учебно-исследовательская  деятельность  учащихся,  которая  является  логическим  продолжением  урочной  деятельности,  заключается  в  написании  рефератов,  проектной   деятельности  по  интересам,  в написании  научно-исследовательских  работ  по  английскому  языку,  учебно-исследовательских  работ,  участие  в  конкурсах  и  конференциях  (5-11 классы).

Исследовательская  деятельность  учащихся  на  уроках  и  во  внеурочное  время   имеет  существенные  различия.  Прежде  всего  это  конечные  цели  этой  деятельности.  Если  в  течение  урока  использование  элементов  исследовательских  приёмов  предполагает  тренировку  применения  отдельных  навыков,  то  исследовательская  работа  во  внеурочное  время  нацеливает  учащихся  на  серьёзный  конечный  результат,  совмещающий  в  себе  все  этапы  написания  работы.  Второй  немаловажный  факт  -  это  временные  рамки.  Развитие  исследовательских  навыков  требует  определённого  времени.  Несколько  минут исследовательской  работы  на  уроке  приводит  к  развитию  интереса  у  школьников  к  занятиям  во  внеурочное  время.  Таким  образом, заинтересовав  школьника  научно-исследовательской  работой,  и  педагог  и  учащийся    посвящают  ей  не  меньше  2-3 месяцев.  Третьим  фактом  является  заинтересованность  написания  научно-исследовательской  работы  не  всеми  учащимися, а, именно  теми,  кто  действительно  заинтересовался  исследовательской  работой,  желанием  проводить  исследования  в  какой-либо  области  знаний.

Исследовательская  работа  в  нашей  школе  проводилась  не  только  в  рамках  предмета  "английский  язык”,  а  и  в  написании  работ  по  литературе, по мировой  художественной  культуре, по истории и культуре  Санкт-Петербурга,  по  физике.  Таким  образом,  неважно,  какой  предмет  преподаёт  педагог,  важно,  что  на  своих  уроках  он  обучает  элементам  исследования,  которые  могут  пригодиться   учащимся   для  работы  над   различными  проектами  по  различным  темам,  интересным  для  него.  Самое  главное  помочь  юному  исследователю  на  начальном  этапе,  поддержать  его  идею  и  нацелить  с  ним  перспективу  дальнейшей  работы.  Развитие  таланта  исследования  не  зависит  от  школьного  предмета,  а  зависит  от  готовности  учителя  прийти  на  помощь  ученику  в  его  начинании.

Трудность  написания  исследовательских  работ  заключается  в  том,  что  мы   не  имеем  достаточной  теоретической  базы  ни  в  библиотеках  школы,  ни  дома.  Приходиться  активно  работать  с  Интернет-ресурсами,  находить  нужный  материал,  анализировать,  обобщать  его  и  затем  применять  при  исследовании.

Работа  по  развитию  научно-исследовательской  деятельности  даёт  не  только  ученику  возможность  развивать  навыки  исследования,  но  и  пополняет  опыт  работы  учителя.  С  каждым  годом  совместной  работы  учитель  не  только  продвигается  вперёд  в  своём  педагогическом  развитии,  но  и  для  себя  узнаёт  много  новых  и  интересных  вещей.  В  нашей  школе научно-исследовательская работа  ведётся  уже  несколько  лет,  осуществлено  немало  проектов,  в  частности  по  предмету  "английский  язык ”  и  "История  и  культура Санкт-Петербурга”  на  английском  языке .      Научно-исследовательские  работы  учащихся  отмечены  наградами -  Дипломами  I и II степени  в  районном  конкурсе "ПЕТЕРБУРГСКИЙ   ГИД”, Дипломом II степени  международной конференции - конкурса  учебно-исследовательских  инициатив  школьников "ДОРОГА В МАЛОЕ СКОЛКОВО”

Под руководством учителей  Лесаковой Е.Н., Белобровой Е.Д., Логиновой О.А., Васильевой Е.В. учащиеся провели  исследовательские  работы и опубликовали их в рамках интернет проекта для одарённых детей «Алые Паруса»  на сайте работников образования:   http://nsportal.ru:

1.Презентация "Мой любимый художник Ван Гог"
Автор ученик  9 а кл. Илья Петровский. (учитель Лесакова Е.Н.)
Дата публикации:
14.02.2013
2.Презентация  "Клод Моне "
Авторы ученики  9 в кл. Игорь Бойко, Александр Дремакин, Павел    Дубровский  (учитель Лесакова Е.Н.)

 Дата публикации: 14.02.2013
3. Презентация  "Эдвард Мунк и его картины"
Авторы ученицы  9 б класса Виктория Морозова и Зоя Савицкая (учитель Лесакова Е.Н.)
Дата публикации: 14.02.2013
4. Презентация " Исаак Левитан и его картины"
  Авторы ученицы 9 в кл.
  Ефимова Дарья, Мария Зимина (учитель Лесакова Е.Н.)
  Дата публикации: 14.02 2013.

5. Презентация "Искусство  Леонардо де Винчи”

Авторы ученицы 9б класса Гладкова Надежда и Мухина Вероника (учитель Лесакова Е.Н.)
 Дата публикации: 11.06.2013
6. Презентация  "Великий русский художник Виктор Васнецов"

Авторы ученицы 9в класса Белоброва Варвара и Андреева Вероника (учитель Лесакова Е.Н.)
Дата публикации: 11.06.2013

7. Презентация "Animals of Australia " Тимашкова Анна 7в  (учитель Логинова О.А.)

http://nsportal.ru/node/663928

8. Презентация "Animals of Australia" Круговая Настя 7а  (учитель Логинова О.А.)

http://nsportal.ru/node/656659

9. Презентация "Animals of Australia" Ильяшенко Анжелика 7а  (учитель Логинова О.А.)

http://nsportal.ru/node/663919

10. Презентация "Australia". Савельев Дмитрий 7в  (учитель Логинова О.А.)

http://nsportal.ru/node/663935

11. Презентация "Австралия" Кулаков Николай 7б  (учитель Логинова О.А.)

http://nsportal.ru/node/663953

12. Презентация ”Snow Leopard”   Никифоров Владимир 6б класс (учитель Васильева Е.В.)

Дата публикации: 06.12.2012

13. Презентация ”Достопримечательности Лондона" Никифоров Владимир 6б класс (учитель Васильева Е.В.)

Дата публикации: 06.12.2012

14. Презентация ”Растительные символы Объединённого Королевства" Шаклеина Елизавета, Кураленко Анна, Верман Анастасия и Акулова Кристина 6б класс (учитель Васильева Е.В.)

Дата публикации: 06.12.2012

15. Презентация ” Символы Объединённого Королевства" Шаклеина Елизавета, Кураленко Анна, Верман Анастасия и Акулова Кристина 6б класс (учитель Васильева Е.В.)

Дата публикации: 06.12.2012

16. Презентация ”Достопримечательности Лондона" Кабицкий Павел и Дьяконов Иван 6а класс (учитель Васильева Е.В.)

Дата публикации: 18.02.2013

Этапы  организации  исследовательской  деятельности  и  роль  педагога  на  разных  этапах.

•   I этап.  Диагностика.  Выявление  учащихся,  предрасположенных  к  исследовательской  работе.  Роль  учителя  является  доминирующей.  Взаимодействие  учителя  и  учащихся  тесное.

•   II  этап.  Определение  темы,  целей,  постановка  задач.  На  этом  этапе  учитель  уже  выступает  в  роли  консультанта.  Роль  учителя  не  является  доминирующей.

•     III  этап.  Выполнение  работы.  Учитель является  консультантом.  Ученику  предоставляется  максимальная  самостоятельность.

•      IV этап.   Защита (анализ  деятельности).  На  этом  этапе  учитель  и  ученик  (ученики)  -  равноправные  партнёры.

На  этапе  самоанализа  учащиеся  и  учитель  анализируют  причины  неудач,  выбранные  пути  решения.

Выбирая  тему  реферата  или  исследовательской  работы,  учащиеся  руководствуются  своими  желаниями  и  интересами.  В  конце  работы  учащиеся  представляют  творческие  отчёты.  Формы  могут  быть  различны:  выпуск  газеты,  школьного  журнала,  оформление  выставки,  творческий  отчёт  по  эксперименту,  защита  реферата  или  исследовательской  работы.

На  начальном  этапе  учащиеся  обучаются  совместной  творческой  и  исследовательской  деятельности.  Важно  продумать  систему  поощрений  за  активную  исследовательскую  деятельность  учащихся.  Осознание  того,  что  любые  твои  усилия,  самые  маленькие  достижения,  в  том  числе  и  в  исследовательской  работе,  будут  замечены  и  публично  отмечены,  хотя  поощрение  может  носить  чисто  символический  характер  (грамоты,  благодарственные  письма,  памятные  подарки,  дипломы)  заставляет  учащихся  трудиться  в  течении  учебного  года.

В  среднем  и  старшем  звеньях  школы  подход  к  исследовательской  деятельности  становится  более  традиционным.  Прежде  всего  это  творческие  домашние  задания,  подбираемые  индивидуально  для  каждого  учащегося.  В  ходе  каждого  урока  преподаватель  контролирует,  направляет  и  корректирует  деятельность  учеников.  Итогом  такой  работы  является  защита  учебно-исследовательского  проекта  на  уроке  и  выход  лучших  работ  на  школьный  уровень.

При  оценивании  исследовательских  работ  учащихся  старших  классов  необходимо  обращать  внимание  на  следующие  моменты:

•  работы  должны  быть  выполнены  самостоятельно;

•  ценным  является  творчество,  интеллектуальная  продуктивность,  оригинальность  взглядов  или  подходов;

•  интернет  может  быть  использован  только  как  толчок  к  самостоятельному  исследованию;

•  реферативная  работа  должна  носить  аналитический  характер  и  содержать  собственные  выводы  автора;

•   работа  должна  иметь  практический  и  теоретический  интерес;

•  учитывается  грамотность  выполнения,  тематическая  широта  использованного  лексического  материала.

Виды  исследовательской  деятельности  на  уроках  английского  языка

Метод  проектов:

Представители  групп  готовят  сообщения  по  теме.

Практические работы:

На  уроках  английского языка  можно  провести  ряд  практических  работ. Например, правильно  составить  повествовательное  и  вопросительное  предложения.

Кейс – технологии:

Кейс  -  технологии  или  кейс  метод  -  обучение  на  примере  конкретных  случаев.  В  переводе  с  английского  case  означает: 

1.  Портфель,  чемодан,  сумка,  папка  (в  нашем  варианте  -  пакет  документов  для  работы  учащихся);

2.  ситуация,  случай,  казус,  в  ряде  случаев  -  их  сочетание (в нашем  варианте  -  набор  практических  ситуаций,  которые  должны  изучаться  учащимися).

Сущность  этого  метода  заключается  в  том,  что  учащимся  предлагаются  конкретные  ситуации,  которые  обсуждаются  на  занятиях  и  служат  основой  дальнейшей  исследовательской  деятельности.  Процесс  обучения  с  использованием  кейс-метода  представляет  собой  имитацию  реального  события,  сочетающую  в  себе  достаточно  адекватное  отражение  реальной  действительности,  небольшие  материальные  и  временные  затраты  и  вариативность  обучения.  Учебный  материал  подаётся  в  виде  проблем  (кейсов),  а  знания  приобретаются  в  результате  активной  и  творческой  работы:  самостоятельного  осуществления  целеполагания,  сбора  необходимой  информации,  её  анализа  с  разных  точек  зрения,  выдвижения  гипотезы,  выводов,  заключения,  самоконтроля  процесса  получения  знаний  и  его  результатов.  Разумеется,  кейс-метод  используют  и  при  коммуникативно-ориентированном  обучении  языку,  когда  учащимся  предлагают  для  анализа  те  или  иные  коммуникативные  ситуации.  При  этом  исследуется  и  анализируется  аутентичное  использование  языка,   случаи  фразеологии  и  идиоматики,  механика  обмена  репликами  и  др.  Этот  метод  очень  эффективен  для  формирования  представлений  о  том,  как  реально  функционирует  английский  язык. 

Требование  к  учителю  при  организации  учебно-исследовательской  работы

Организация  учебно-исследовательской  работы  с  учащимися  предъявляет  и  особые  требования  к  педагогу:

•  положительное  отношение  к  учащемуся;

•  проявление  уважения  к  личности  и  поддержание  чувсва  собственного  достоинства  в  каждом;

•  признание  права  личности  быть  непохожей  на  других;

•   предоставление  права  на  свободу  выбора;

•  оценка  не  личности  учащегося,  а  его  деятельности,  поступков;

•  учёт  индивидуально-психологических  особенностей  учащихся.

Учителю  необходимо  совершенствовать  технологию  обучения  и  помнить,  что  когда  позволяется  ученику  самостоятельно  что-то  изобрести  или  открыть,  развивается  его  творческая  активность.

 

Заключение

1.  Формирование  исследовательских  навыков  на  уроке  английского  языка  способно  помочь  глубже  узнать  изучаемый  язык,  повысить  мотивацию  учащихся  к  изучению  английского  языка,  увидеть  практическое  применение  английского  языка;

2.  Современный  подход  к  реализации  потенциалов  исследовательской  деятельности  учащихся  должен  строиться  на  принципах  личностно-ориетированного  образования -  именно  в  этом  случае  в  процессе  её  организации  удастся  достичь  существенно  иных  результатов  личностного  развития  учащихся;

3.  На  этапе,  когда  учащиеся  начинают  работать  над  исследовательскими  проектами,  очень  важен  адекватный  выбор  темы.

4.  Необходимо  учитывать  как  интересы,  так  и  интеллектуальные  и  даже  материальные  возможности  учащихся.  Темы,  предлагаемые  учащимся,  должны  быть  разными  по  сложности,  направленности,  но  все  должны  быть  основаны  на  изучаемом  или  изученном  материале.  Обеспечение  литературными  источниками  также  входит  в  компетенции  учителя;

5.  О  достижении  цели  можно  сказать  лишь  тогда,  когда  учащийся  сам  поймёт  значимость  исследовательской  деятельности  и  будет  стремиться  к  поставленной  цели.

Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (09.01.2014)
Просмотров: 2258
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz