Обучение разновидностям письменной речи на уроке иностранного языка. - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

Обучение разновидностям письменной речи на уроке иностранного языка.
Разработка данной научно-методической темы велась давно: опосредованно на уроках, преследуя прежде всего практические цели обучения, а также в выступлениях на МО, где рассматривались теоретические постулаты обучения разным видам речевой деятельности, тому или иному аспекту языка. Импульсом к тому, чтобы собрать свои теоретические и практические наработки в единое целое, явилась методическая тема школы, заявленная на августовском педсовете в преддверии 2008-2009 гг.: «Повышение эффективности процесса формирования общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся – необходимое условие обеспечения качественного образования».
 
Известно, что письмо является одним из видов речевой деятельности, и, как правило, в ряду общепринятой последовательности работы над формированием видов речевой деятельности письмо стоит на последнем месте: аудирование – говорение – чтение – письмо. Это обусловлено и педагогическими и психологическими закономерностями обучения, но как говорят англичане "Last but not the least” (Последний в ряду, но не по значимости).
 
Что же такое «письмо»? В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. В методике под письмом понимается овладение учащимися графической и орфографической системами иностранными языка для фиксации речевого и языкового материала в качестве помощника в овладении устной речью и письмом.
 
Термин «письменная речь» и в лингвистике и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в графической форме. По нашим наблюдениям, в методической литературе термины «письмо» и «письменная речь» не противопоставляются. Термин «письмо» может включать в себя и письмо как таковое, и письменную речь. В англоязычной методической литературе эти два понятия тоже не противопоставлены: "writing as a means” и "writing as an end”. Письмо, как и говорение, относится к продуктивным видам речевой деятельности (productive skills), имеет ярко выраженную коммуникативную направленность и подразумевает, при создании письменного сообщения, более свободное обращение с языком, чем рецептивные виды речевой деятельности (rеceptive skills) – аудирование и чтение.
 
Нас в этой работе будет интересовать прежде всего письменная речь, и не столько как средство, сколько как цель обучения. То есть письменную речь мы будем рассматривать как самостоятельный вид речевой деятельности, и целью обучения письму в данном контексте будет научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке и которые заданы требованиями Кодификатора ЕГЭ по английскому языку.
 
Виды умений в области письменной речи, которыми должен владеть современный выпускник:
 
- заполнение анкеты, бланков, формуляра;
- написание личного письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, с изложением новостей, рассказом об отдельных фактах и событиях своей жизни, с выражением своих суждений и чувств, описанием планов на будущее и расспросе об аналогичной информации партнера по письменному общению;
-написание делового письма с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка в соответствии со спецификой/с типом письменного текста;
- составление плана, тезисов устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста, изложение содержания прочитанного текста в тезисах и обзорах;
- описание событий/фактов/явлений, в том числе с выражением собственного мнения/суждения.
 
При обучении письменной речи учителю приходится решать несколько задач: научить учащихся помнить во время письма о его коммуникативной цели (что, кому и зачем я пишу), держать в фокусе грамматическую, лексическую и орфографическую правильность создаваемого текста и четко соблюдать структурную последовательность и связи каждой части письменного текста.
 
Эти специальные умения должны быть подкреплены и поддержаны общеучебными умениями, которые формируются у учащихся на протяжении обучения различным школьным предметам. Уроки английского (или другого иностранного) языка могут способствовать повышению эффективности формирования и развития у учащихся общеучебных навыков. Мы покажем это на примере обучения письменной речи.
 
Итак, в процессе обучения иностранным языкам, у школьников формируют и развивают, кроме специальных, общеучебные умения и навыки. Их можно разделить на четыре группы: 1) учебно-организационные, связанные со способами организации учебной деятельности учащихся и оценкой ее результатов; 2) учебно-интеллектуальные, связанные с совершенствованием способов мыслительной деятельности и приемов логического мышления; 3) учебно-информационные, связанные со способами пополнения своих знаний из различных источников информации; 4) учебно-коммуникативные, связанные с особенностями речевого и неречевого поведения партнеров по общению.
 
Учебно-организационные умения связаны с формированием у школьников способности работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе). При обучении письменной речи эти режимы являются формой организации самостоятельной работы, как групповой (например, при создании совместной статьи в журнал, в ходе проектной работы), так и индивидуальной, которая является превалирующей. Умения выполнять самостоятельную письменную работу в индивидуальном, парном и групповом режимах развивают также сопутствующие им умения осуществлять само- и взаимооценку, само- и взаимокоррекцию результатов самостоятельной деятельности. Задачи, связанные с развитием учебно-организационных умений учащихся могут быть реализованы, как видим, и на уроке, и во внеклассной деятельности.
 
Учебно-интеллектуальные умения при обучении разновидностям письменно речи развиваются в ходе решения следующих учебных задач:
- прогнозирование линейной последовательности элементов будущего письменного текста, обдумывание его композиционной структуры - осуществляется в ходе составления заметок, записи ключевых слов, составления плана;
- выражение своего мнения по излагаемому вопросу,
- прогнозирование результата, который произведет письменный текст на читающего, особенно если он написан с прагматической целью и рассчитан на обратную связь (например, письмо-жалоба или резюме с сопроводительным письмом);
- выполнение интеллектуальных операций в лексическом и грамматическом планах языка, учет стилистических особенностей создаваемого текста: внутриязыковое сравнение, межъязыковое сопоставление, анализ языковых явлений, понимание их функций в письменном тексте, образование по аналогии, а также развитие творческой фантазии.
 
Третья группа общеучебных умений, формируемых в ходе обучения письму, связана с развитием информационной культуры учащихся.
Этому могут способствовать такие практические навыки, как
- подбор информации из разных источников, как письменных, так и электронных, при составлении письменного сообщения или эссе;
- составление плана и внесение в него изменений в ходе информационной подготовки к созданию письменного текста;
- пользование специальными словарями для редактирования создаваемого текста и для самокоррекции (орфографическим, русско-английским, англо-английским толковым, словарем синонимов и идиом и пр.);
- выделение в тексте главного – основных фактов, выводов, собственной точки зрения (используя при этом графические и синтаксические средства языка);
- использование справочного аппарата учебника и пособий в виде учебного словаря, приложений и памяток.
 
Учебно-коммуникативные умения формируются и развиваются, когда в ходе обучения письменной речи, мы учим школьников
- соблюдать речевой этикет (при оформлении адреса, обращения, начала и концовки письма),
- четко выражать свое коммуникативное намерение (поздравление, просьба, уведомление т.п.),
- оформлять письменный текст в соответствии с нормами письменной речи (в частности, избегая чересчур экспрессивных выражений, грамматических форм, присущих устной разговорной речи).
 
Таким образом, на уроке иностранного языка, при обучении письменной речи, учитель не только формирует специальные умения и навыки в рамках языковой и социокультурной компетенции, но также развивает творческий потенциал учащихся, учит работать в разных организационных режимах, пользоваться различными источниками информации, приучает к речевому этикету, прививает навыки самокоррекции и самоанализа – всё это апеллирует к общеучебным умениям и навыкам учащихся и повышает общее качество образования.
 
Список использованной литературы
 
- Аттестация учителей иностранных языков образовательных учреждений// Методические рекомендации. М., 2006 - Сборник нормативных документов. Иностранный язык. Федеральный компонент государственного стандарта. М., 2007 - Кодификатор элементов содержания по английскому языку для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2009г. ФИПИ, 2009 - Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М., 2006 - Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. М., 2006 - Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000 - Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. М., 2001 - Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching for European Citizenship. Council of Europe, 1996 - Ur Penny. A course in Language Teaching. CUP, 1996 - Mary Stephens. Practise Writing. Longman, 2002 - Mary Spratt, Alan Pulverness. The TKT Course. CUP and ESOL, 2007 - Terry Philips. Skills in English. Writing. Garnet Education, 2008
Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (15.04.2010) | Автор: Ю.А. Корниенко
Просмотров: 800 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 2
2  
wink

1  
smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz