М.Н. Савина, учитель английского языка высшей категории ГОУ СОШ 160 Красногвардейского района Санкт-Петербурга. - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

М.Н. Савина, учитель английского языка высшей категории ГОУ СОШ 160 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

М.Н. Савина,

учитель английского языка высшей категории

ГОУ СОШ 160 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

 

Эффективность использования приёмов мнемотехники на уроках английского языка

Из опыта работы

 

Чем дальше продвигаются учащиеся по пути овладения иностранным языком, тем с большим количеством всё более сложных грамматических явлений, часто не имеющих аналогов в родном языке, они сталкиваются. К сожалению, в жёстких рамках школьной программы не всегда есть возможность уделить каждой отдельной грамматической трудности достаточно времени для её активизации. Рассматривая грамматику как механизм работы языка, я считаю, что на определённом этапе обучения, особенно в старших классах, именно отсутствие автоматизма в практическом применении пройденных грамматических структур, свойственных английскому языку и не имеющих аналогов в родном, является камнем преткновения на пути к корректной иноязычной речи.

Чтобы облегчить учащимся процесс овладения отдельными речевыми операциями, я придумала мнемонические формулы и схемы, позволяющие легко запомнить ту или иную грамматическую особенность. Эти формулы выводятся на уроке совместно с учениками при введении грамматической темы путём анализа механизма построения той или иной конструкции. Я глубоко убеждена, что самая эффективная стратегия изучения иностранного языка состоит в активном самостоятельном поиске его закономерностей. Свою задачу как учитель я вижу в том, чтобы не только и не столько добиться от учащихся заучивания правил, но и научить их делать собственные сравнения, наблюдения, выводы. Так, например, при введении несвойственной русскому языку конструкции Complex Object-With-The Infinitive Construction в 7 классе на примере предложения, написанного на доске, мы вместе с учениками разбираем его на уже известные им элементы:

 

Parents want us to study well

 

 

Subject Verb Object Infinitive

 

Из начальных букв элементов конструкции выводится аббревиатура SVOI-искомая «формула», которая записывается в словарную тетрадь учащихся в следующем виде:

 

Complex Object-With-The Infinitive Construction: SVOI

 

(Случаи употребления инфинитива без частицы “to” – так называемого “bare infinitive” -рассматриваются как частный случай выведенной формулы и отрабатываются вкупе с соответствующими глаголами, требующими заучивания наизусть и активизации в речи на уровне механического запоминания, подкрепляемого логикой выведенной формулы.)

При освоении темы Complex ObjectWith-The Participle I Construction в уже знакомую формулу SVOI самими учащимися вносится логически оправданное в ходе анализа изменение SVOP.

Ученые психологи, занимающиеся проблемами памяти, вывели достаточно известную формулу процесса запоминания:

 

ПОТРЕБНОСТЬ (ИНТЕРЕС) - МОТИВАЦИЯ-ВНИМАНИЕ-СОСРЕДОТОЧЕНИЕ-ОРГАНИЗАЦИЯ

 

Если допустить, что потребность (а может быть у кого-то и интерес!) определяется учебным планом, мотивация - родителями или стремлением к хорошим оценкам, то привлечение внимания учащихся к изучаемой теме, сосредоточение его для решения поставленной проблемы и оптимальная организация необходимой информации - это задачи, решение которых остается за учителем.

Мой личный опыт использования кодирования сложных для запоминания грамматических структур в виде мнемонических образов, формул и схем позволяет говорить об их практической целесообразности и эффективности.

Примером может служить приём “выведения” схем построения. Я ввожу эту тему на втором году обучения, обычно в 3 классе, и “строю” схемы вместе с классом, чтобы дети видели логику рассуждений.

Я рисую на доске большой вопросительный знак и предлагаю детям задать вопросы. К этому времени они уже знают много вопросов типа Are you Russian? Is he 8? How old are you? Where are you from? и т.д. При ответах на эти вопросы делается акцент на том, что на одни из них можно ответить общим “Yes “ или “No”,а на другие нужно отвечать специально в зависимости от того, о чём спрашивают. В результате интерактивного анализа я пишу на доске, ученики в словарных тетрадях следующую схему:

 

 

 

?

 

 

YES|NO ? WH-?

GENERAL? SPECIAL?

(ОБЩИЙ? ) (СПЕЦИАЛЬНЫЙ ?)

I-Вспомогательный глагол I-Вопросительное слово

II-Подлежащее II- Вспомогательный глагол

III-Смысловой глагол III-Подлежащее

IV-Смысловой глагол

 

Видя и сравнивая плоды своих рассуждений, дети легко приходят к выводам: вопросы строятся ТАК.

Специальный вопрос отличается от общего только наличием вопросительного слова на первой позиции.

Вопросительные слова я также считаю целесообразным вводить не списком, а с помощью легко запоминающегося четверостишья Киплинга:

I have six honest serving men,

They taught me all I knew,

Their names are WHAT and WHY and WHEN

And HOW and WHERE and WHO.

Эмоциональная окрашенность стихотворения снимает страх перед необходимостью заучивания неконкретных “грамматических” слов, а ритм и рифма не дают “потерять” хотя бы одно слово. В данном случае выбранное в качестве мнемонического подспорья

Четверостишье послужило ещё и побуждением к деятельности, расширяющей образовательное пространство. Детям было предложено найти информацию и сделать краткие сообщения о Киплинге, найти и прочитать всё стихотворение целиком на языке оригинала и в переводе С.Маршака.

При освоении чужой грамматики во втором классе (первый год обучения), когда дети ещё не знают своей, оперировать такими понятиями как “местоимение” или “личная форма глагола” я считаю нецелесообразным, так как у младших школьников ещё не сформированы эти понятия. Я глубоко убеждена, что самой эффективной стратегией изучения иностранного языка является активный самостоятельный поиск его закономерностей. Этому я стараюсь научить детей. Поэтому парадигму личных форм глагола “to be “ мы анализируем, вместе выводим правило. На собственном опыте я убедилась, что если осмысленную детьми информацию облечь в образ, закодировать в виде картинки, то этот мнемонический приём позволит им легко и без ошибок воспроизводить то, что трудно запомнить. В данном случае в качестве мнемонической опоры я рисую на доске, а дети в тетрадях ”булочную” с вывеской ”BE”, где на разных полочках лежит то , что сделано из “be”(как из теста)-пряник am, бублики is, плюшки are , и куда разные лица, названные вместо имён местоимениями , ходят каждое за своим.

 

 

 

BE

 

 

 

am

I

 

 

 

is

It, He, She

 

 

 

are

We, You, They

 

 

 

 

Наша память устроена так, что странное, парадоксальное, смешное запоминается лучше. В начальной школе при введении Present Continuous я использую забавный мнемонический приём, который очень нравится детям. Зная из опыта работы , что дети , усвоив образование ing-вой формы , опускают вспомогательный глагол , я пишу на доске большую букву V , и дети вспоминают , что так мы обозначаем глагол.”Смысловой глагол,- уточняю я , - а смысл - всему голова.” И рисую “ голову” вокруг V.

 

 

 

 

 

 

Когда к ”голове” я пририсовываю ещё один кружок с –ing, дети догадываются, что я схематически изобразила ing-вую форму смыслового глагола.

 

ing

 

 

 

 

 

 

Вытянув” из детей необходимый третий элемент, я дорисовываю схему, в которой безошибочно узнаётся Чебурашка:

 

am

are

is

 

 

 

ing

 

 

 

 

 

Светлый мнемонический образ мультяшного героя наглядно демонстрирует целостность трёхэлементной структуры, позволяет избежать ошибок. В последующем мне достаточно сказать: “Одноухий Чебурашка”, чтобы ученик сам исправил допущенную ошибку.

Иногда учителю приходится сталкиваться с ситуацией, когда ученики слушают, но не слышат, смотрят, но не видят, когда они не могут сконцентрироваться на главном, потому что в их сознании отсутствует понятие его сути. Я столкнулась с примером такой трудности при знакомстве в 6 классе с грамматической темой used to . На этапе активизации и практической отработки учащиеся достаточно хорошо справлялись с подстановочными упражнениями, предлагаемыми учебником, но испытывали значительные трудности при составлении собственных примеров. Дети плохо дифференцировали прошлые действия и прошлые привычки, возможно ввиду отсутствия большого жизненного опыта и потребности его ревизии. Попытка привлечь перевод в качестве вспомогательного средства, в том числе и контроля понимания , успеха не принесла , т.к. предложенные мною русские эквиваленты “бывало”, “некогда”, “иметь обыкновение “ были детям так же чужды , как английское used to . Зато необычные смешные картинки служат своего рода эмоциональным толчком к созданию устойчивого мнемонического образа и его устойчивой ассоциативной связи с конкретной ситуацией.

 

 

He is a monk now.

 

But he used to visit night clubs when he was young.

He used to drink and smoke a lot when he was young.

 

 

 

 

 

He is rather poor now.

He lost his money.

He drives a very small car.

But he used to be extremely rich. He used to have an

expensive Cadillac.

 

 

 

 

 

 

He is fat.

But he used to be slim when he was younger.

 

 

 

И ещё один пример мнемонического приёма , используемого мною для облегчения усвоения такой нетипичной для русского языка темы как порядок расстановки фактических прилагательных (6 класс). Работа над этой темой начинается с определения путём аналитических рассуждений прилагательных, обозначающих мнение (opinion adjectives) и прилагательных, обозначающих объективный факт (fact adjectives). А дальше начинается самое трудное. Если фактических прилагательных два и более, они согласно правилу должны расставляться в определённом порядке, который учениками трудно запоминается и сразу же забывается ввиду отсутствия логики или аналога в родном языке. Даже очень усердное механическое запоминание организованной в строгом порядке цепочки

size, age, shape, colour, origin, material

даёт непродолжительный эффект.

В тот год, когда я придумала этот мнемоник, у меня в группе была отличница Саша, которой никак не давалось это правило. И как-то сама собой сложилась ещё одна удобная подсказка. По первым буквам требуемых компонентов цепочки сложился некий “электронный адрес”, привычный по форме современному компьютерному поколению, имеющий к тому же персонализированную окраску (“адрес Саши”);

 

size, age, shape, colour, origin, material

 

S a s h . c o m

 

Мнемоники эффективны и для коррекции произношения. Дети часто используют неправильное ударение в слове hotel. Смешная “ напоминалка”

хотел в hotel

ориентирует на правильное ударение.

Ошибка в произнесении police корректируется мнемоником

My niece is in police

Моя работа по использованию приёмов мнемотехники складывалась стихийно, была обусловлена практической целесообразностью и носила сугубо прикладной характер. Я глубоко убеждена, что эффективность обучения зависит от того, насколько ученик усвоил обобщённые способы действий, а не отдельные образцы этих действий. Мнемоники как средство кодирования и сохранения необходимой информации позволяют легко и надолго запомнить обобщённый вывод, при необходимости развернуть общее до частного, самостоятельно декодировать закодированное. Все описанные здесь приёмы мнемотехники, будучи применёнными на практике, позволили учащимся избегать ошибок в устной и письменной речи, корректно произносить трудные слова, снимать трудности при понимании и переводе сложных сугубо английских языковых структур. Я также считаю, что процесс обучения иностранному языку предполагает не только усвоение учащимися слов, грамматических конструкций и умение говорить в пределах пройденных тем, но прежде всего ставит целью научить учиться языку, побудить учащихся самостоятельно использовать в том числе и описанные здесь принципы создания мнемоников как внешних ориентиров, облегчающих воспроизведение - самую трудную работу памяти. 

Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (16.06.2015)
Просмотров: 151
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz