М.А.Забашта. Мультисенсорное обучение детей с особыми образовательными потребностями иностранному языку. - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

М.А.Забашта. Мультисенсорное обучение детей с особыми образовательными потребностями иностранному языку.

If a child is not learning in the way you teach,

change your teaching strategy and

teach the child in the way he learns.

Howard Gardner

Главная задача современной школы-формирование развитой личности, способной к самообразованию на протяжении всей жизни. Изучение иностранного языка и иноязычной культуры открывает перед человеком возможности развития интеллекта путем постоянной тренировки памяти, постепенного расширения и обогащения словарного запаса, развития умения аргументированного высказывания с соблюдением грамматического строя речи, погружения в культуру страны изучаемого языка, и как следствие, все это ведет к расширению мировоззрения и развитию интеллекта индивидуума.

Для того, чтобы обучение детей было успешным, необходимо формировать и стимулировать их познавательную активность, что невозможно без учета психофизиологических возможностей обучающихся. Одним из подходов, который применяется при обучении школьников младшей ступени, является мультисенсорный подход. В процессе мультисенсорного обучения обучающиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия, с использованием как вербальных так и невербальных форм общения (музыка, ритмические песенки, рифмовки, движения, поделки).

В основании данного подхода к изучению иностранного языка лежит теория множественных интеллектов, разработанная Говардом Гарднером, профессором психологии Гарвардского университета в его книге «Frames of Mind. The Theory of Multiple Intelligences» (М. «Вильямс»,2007).Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта, поменяв тем самым существовавшие до него теории об интеллекте. Гарднер выделил семь различных его видов, которые друг от друга не зависят. Позже он добавил и восьмой вид. Гарднер убежден, что в мозгу человека действуют каждый из этих видов интеллекта по своим правилам, как самостоятельные модули.

К ним относятся: вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, внутриличностный, межличностный и экзистенциальный интеллекты (рис.1). Первые три из них можно измерить стандартными тестами.

 

Рис.1.Виды интеллекта

Данная теория не допускает деления детей на способных и неспособных, но подчеркивает необходимость учета того факта, что каждый индивид обладает неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти.  У одних обучающихся развита зрительная память(визуалы),в то время как у других-слуховая(аудиалы), а третьи лучше запоминают информацию , полученную через осязание и движение (кинестетики).

Таким образом, различие модальностей ставит детей в неравные условия обучения, и применение мультисенсорного подхода, при котором активизируются все каналы восприятия, делает обучение детей иностранному языку в группе более успешным.

Часть обучающихся испытывает трудности при чтении и письме, что является наиболее частыми признаками дислексии, в той или иной степени встречающейся у многих детей. Такие дети легко отвлекаются, их поведение в классе может быть либо гиперактивным, либо пассивным. Нередко их классифицируют как ленивых, медлительных или просто глупых, подобная неправильная оценка ведет к формированию у таких детей пониженной самооценки. Существуют признаки, которые помогают иденцифицировать учащихся с дислексией, а также специальные задания и стратегии, которые сделают процесс обучения таких детей более комфортным для самих обучающихся.

При работе в классе такие дети испытывают трудности при:

  • ведении записей с доски;
  • запоминании списка слов, например, неправильные глаголы, особые случаи образования множественного числа существительных;
  • определение пропуска в последовательности (числительные, пропущенные буквы в словах);
  • устном счете;
  • чтении вслух;
  • проведении письменных работ (не успевают сделать работу за отведенное время, пропускают слова или путают буквы (например, «зеркальные» b/d) при написании слов.

Для улучшения рабочей памяти необходимо выполнять следующее:

  • процесс обучения должен быть разбит на небольшие этапы;
  • не следует давать две инструкции за один раз;
  • применять дополнительные постеры, плакаты, таблицы;
  • обеспечить раздаточный материал, избегая контрастной (черное на белом) подачи материала;
  • использовать картинки, жесты, символы при введении и активизации новой лексики;
  • размечать последовательность проводимых действий специальными значками, заголовками.

Необходимо помнить, что преимуществом таких детей является их холистическое мышление, включающее широкий кругозор, возможность творческого подхода к предмету, интуицию, способность к нестандартным решениям и использовать это при моделировании уроков, домашних и проектных заданий.

Некоторые приемы мультисенсорного обучения.

1.Артикуляционная гимнастика (скороговорки, пословицы, поговорки).

2.Ритмико-речевые упражнения(Chants).

3.Работа по запоминанию неправильной формы глаголов.

Например, делим лист на 4 части, рисуем (цветными карандашами!)

1 часть: например, гамбургер , пишем глаголы:come-came-come

            come-came-come

2 часть: например, горошины в стручке, пишем глаголы: cut-cut-cut

           cut-cut-cut

3 часть: например, близнецы, пишем глаголы: feel-felt-felt

 feel-felt-felt

4 часть: например, разноцветные драже, пишем глаголы: write-wrote-written

 

                                                 write-wrote-written

По мере ознакомления с неправильными глаголами, картинки дополняются их списком.

4.Формирование грамматического строя речи.

BROGY exercise: предлагается составить предложения из слов, крупно напечатанных на цветной бумаге,

соблюдая определенную последовательность цветов (Blue-Red-Orange-Green-Yellow)

при построении предложения.1 набор включает в себя не менее 5 предложений.

                                      

5.Формирование коммуникативных навыков.

Visual Communication Symbol 10 Petal Fan: 10 тем, обсуждаемых в классе и дома, с рисунками,

и тематической лексикой на окрашенных лепестках. Используются для построения диалогов-расспросов.

                                    

5. Формирование навыков самостоятельного монологического высказывания:

«Every picture tells a story». Формирование навыков выражения эмоций.

                                                             

Таким образом, если обучающийся на уроке или дома использует более чем одно чувство восприятия, информация усваивается легче, знания становятся более прочными, при этом каждому ребенку предоставляется шанс быть успешным при изучении иностранного языка.

Следует отметить, что мультисенсорный подход не имеет возрастных ограничений. Даже взрослому человеку, оказавшемуся в языковой среде, гораздо легче усвоить и передать информацию, используя разные органы чувств. Поэтому мультисенсорный подход является актуальным не только в младшем, но и в среднем и старшем звене.

 

Рекомендуемые источники

1.Gardner, Howard (1983; 1993) Frames of Mind: The theory of multiple intelligences, New York: Basic Books.

The second edition was published in Britain by Fontana Press

2.Gardner, H. (1991) The Unschooled Mind: How children think and how schools should teach, New York: Basic Books.

3.Smith, Mark K. (2002, 2008) ‘Howard Gardner and multiple intelligences’, the encyclopedia of informal education,

http://www.infed.org/mobi/howard-gardner-multiple-intelligences-and-education.

4.T. Hatch and H. Gardner (1993) ‘Finding cognition in the classroom: an expanded view of human intelligence’ in G. Salomon (ed.)

Distributed Cognitions. Psychological and educational considerations, Cambridge: Cambridge University Press.

5.https://www.englishclub.com/learning-difficulties/dyslexia.htm

 

Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (19.10.2016)
Просмотров: 10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz