Курина
Ольга Юрьевна,
Гимназия
№ 196
Коммуникативно
ориентированное обучение грамматике
(на
материале используемых в школах учебно-методических комплексов)
1. Взаимосвязь
формы, значения и употребления грамматических явлений.
При
введении новых грамматических явлений следует обратить внимание учащихся не
только на их форму, но, в особенности, на их значение и употребление. Если
учащиеся будут знать смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, то
они не просто заучат модель, но и смогут правильно использовать ее в речи.
В
зависимости от возраста учащихся и их уровня владения языком учитель
определяет, сколько времени следует уделить работе над формой. Однако даже для начинающих одного - двух повторений будет
достаточно для того, чтобы учащиеся запомнили основное правило и в дальнейшем
стали использовать форму в речи.
Учащимся
также необходимо понять функцию
нового грамматического явления. Начинающим дается единственное значение формы и
одна ее функция в речи. Впоследствии они поймут, что у грамматических структур
имеется много значений. Например, при введении The Present Simple Tense учащиеся узнают, что
оно употребляется для обозначения фактов и обычных состояний: I am English.
He's tall. She wears glasses.
В дальнейшем учащимся будет сообщено, что это время может также использоваться
для обозначения действия в будущем: The train leaves at 6 tomorrow.
Учитель
должен заранее предположить, какие трудности возникнут у учащихся, и стремиться
их предупредить. Например, форма the Present Perfect Tense, как правило, не
вызывает затруднений, в то время как его функция связи прошлого с настоящим
может представлять серьезные трудности для понимания и правильного
использования.
2. Введение нового грамматического материала.
Приемы
введения нового грамматического материала зависят от возраста учащихся и уровня
их языковой подготовки. У детей младшего возраста обсуждение новой формы не
вызовет интереса. Поэтому учитель должен ввести новую форму в речевой модели -
в рассказе, песенке, игре и т.д. В УМК "Chatterbox" предлагается два
основных способа введения новых лексико-грамматических структур:
·
"Books closed" (учебники
закрыты). Учитель знакомит учащихся с новой структурой, показывая сами
предметы, либо демонстрируя их значение с помощью мимики и жестов, либо рисуя
их на доске. Последовательность введения модели следующая: сначала учащиеся
внимательно наблюдают за действиями учителя, затем слушают, как модель звучит,
далее повторяют модель хором и, наконец, индивидуально. Следует с самого начала
обращать особое внимание на правильное произношение.
·
"Books open" (учебники открыты).
Учитель использует для объяснения значения текст и картинки в учебнике (Pupil's
Book). Часто привлекаются аудиоматериалы.
На среднем и старшем этапах главное место в обучении
занимают ситуативно-коммуникативные упражнения, которые своей задачей-стимулом
мобилизуют мыслительные способности учащихся и
заставляют их реагировать на сказанное. Так, отбирается наиболее
характерная структура определенной грамматической темы и создается условный
контекст для употребления этой структуры в речи, сначала подготовленной, потом
спонтанной. Задачей-стимулом создаются ситуации, напоминающие маленькие эпизоды
из жизни. Например, при изучении темы Sequence
of Tenses предлагается следующее упражнение.
Задача-стимул. Подтверди мои слова.
Модель. Диккенс, оказывается, был замечательным актером. (Мы узнали
из биографии Диккенса, что он…)
-
Мы узнали из биографии Диккенса, что он был
замечательным актером.
Ученики при помощи моделей
приобретают навык реагировать на высказывание учителя или товарища, выражать
свое отношение к фактам; согласие или несогласие, сожаление, одобрение. Таким
образом, учащиеся, выполняя упражнения, общаются на иностранном языке.
«При этом они используют накопленный
запас знаний, усваивают новые структуры, слова и постепенно приходят к
свободной коммуникации» (Мартинович, 1998, с. 3 –5).
3. Закрепление нового грамматического материала.
После введения нового материала его
необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры,
запомнить их и правильно воспроизводить. Например, рассмотрим использование
различных упражнений из УМК "Chatterbox".
Закрепление материала в быстром
темпе. Учитель дает первое слово или словосочетание из новой модели.
Учащиеся должны произнести структуру полностью. Смысл задания в том, чтобы
выполнять его в быстром темпе, поддерживая внимание учащихся.
Работа "по цепочке". Первый ученик
обращается к другому: "Hello. My name's George. What's your name?" Второй ученик
отвечает:
"Hello. My name's Mary." и т.д. Это упражнение
позволяет задействовать всех учащихся в классе. Каждый становится в свою
очередь "звеном" цепочки.
Работа парами. В задании "Ask and answer” учащиеся
в парах задают друг другу вопросы и отвечают на них. Цель – собрать
информацию об одноклассниках, узнать друг друга лучше: Какое ваше любимое время
года? Какой ваш любимый школьный предмет?
Личностно
ориентированные задания. Учитель может задавать учащимся вопросы
об их жизни и окружении. Предполагается, что при ответе они должны использовать
изученный языковой материал.
Для
использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать
лексику, которая употребляется в модели. В этом случае учитель сначала вводит
необходимую лексику, затем саму структуру. Пример из первой части УМК
"Chatterbox". Учитель должен ввести структуру "I've got a
..." на материале лексической темы "Части тела". Перед тем, как
описать себя: "I've got a (big nose, small mouth, etc.)", учащиеся
должны усвоить лексику по теме. Для этого учитель называет части тела,
показывая на себя или используя рисунки, данные в учебнике.
4. Контроль понимания изученного.
Как было сказано выше, учащиеся
получают возможность самостоятельно формулировать грамматические правила. Это
показывает, насколько точно они понимают, когда и как употребляется
грамматическая структура. В свою очередь, учитель также может проверить
понимание материала, задавая наводящие вопросы (concept questions).
Наводящие
вопросы должны быть короткими и простыми. Их единственной целью является
проверка понимания грамматического материала, поэтому оптимальными в данном
случае считаются "закрытые" вопросы, требующие ответа "да"
или "нет". Лексика и грамматика самого вопроса должна быть проще, чем
материал, подлежащий контролю.
5.
Повторение
изученного материала.
После того, как учащиеся ознакомились с употреблением
грамматической формы в контексте и потренировались в ее использовании, через
некоторое время, в следующих циклах уроков, необходимо вернуться к изученному
материалу, чтобы понять, насколько хорошо он усвоен. Во многих УМК предлагается
повторительный раздел, где даются задания на повторение и систематизацию
изученного. Кроме того, повторение может быть организовано с помощью тестов.
Вывод:
Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике
предполагает формирование грамматических навыков, во-первых, путем
ситуативности как обязательного условия формирования, во-вторых, посредством
функциональной ориентации процесса обучения, где имеет место не
последовательное усвоение сначала формы, а потом функции грамматических
явлений, а усвоение формы вместе с функцией, или на ее основе.
|