Коммуникативно ориентированное обучение грамматике (на материале используемых в школах учебно-методических комплексов) - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

Коммуникативно ориентированное обучение грамматике (на материале используемых в школах учебно-методических комплексов)

Курина Ольга Юрьевна,

Гимназия № 196

Коммуникативно ориентированное обучение грамматике

(на материале используемых в школах учебно-методических комплексов)

 

1.        Взаимосвязь формы, значения и употребления грамматических явлений.

При введении новых грамматических явлений следует обратить внимание учащихся не только на их форму, но, в особенности, на их значение и употребление. Если учащиеся будут знать смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, то они не просто заучат модель, но и смогут правильно использовать ее в речи.

В зависимости от возраста учащихся и их уровня владения языком учитель определяет, сколько времени следует уделить работе над формой. Однако даже для начинающих одного - двух повторений будет достаточно для того, чтобы учащиеся запомнили основное правило и в дальнейшем стали использовать форму в речи.

Учащимся также необходимо понять функцию нового грамматического явления. Начинающим дается единственное значение формы и одна ее функция в речи. Впоследствии они поймут, что у грамматических структур имеется много значений. Например, при введении The Present Simple Tense учащиеся узнают, что оно употребляется для обозначения фактов и обычных состояний: I am English. He's tall. She wears glasses. В дальнейшем учащимся будет сообщено, что это время может также использоваться для обозначения действия в будущем: The train leaves at 6 tomorrow.

Учитель должен заранее предположить, какие трудности возникнут у учащихся, и стремиться их предупредить. Например, форма the Present Perfect Tense, как правило, не вызывает затруднений, в то время как его функция связи прошлого с настоящим может представлять серьезные трудности для понимания и правильного использования.

 

2. Введение нового грамматического материала.

            Приемы введения нового грамматического материала зависят от возраста учащихся и уровня их языковой подготовки. У детей младшего возраста обсуждение новой формы не вызовет интереса. Поэтому учитель должен ввести новую форму в речевой модели - в рассказе, песенке, игре и т.д. В УМК "Chatterbox" предлагается два основных способа введения новых лексико-грамматических структур:

·       "Books closed" (учебники закрыты). Учитель знакомит учащихся с новой структурой, показывая сами предметы, либо демонстрируя их значение с помощью мимики и жестов, либо рисуя их на доске. Последовательность введения модели следующая: сначала учащиеся внимательно наблюдают за действиями учителя, затем слушают, как модель звучит, далее повторяют модель хором и, наконец, индивидуально. Следует с самого начала обращать особое внимание на правильное произношение.

·       "Books open" (учебники открыты). Учитель использует для объяснения значения текст и картинки в учебнике (Pupil's Book). Часто привлекаются аудиоматериалы.

            На среднем и старшем этапах главное место в обучении занимают ситуативно-коммуникативные упражнения, которые своей задачей-стимулом мобилизуют мыслительные способности учащихся и  заставляют их реагировать на сказанное. Так, отбирается наиболее характерная структура определенной грамматической темы и создается условный контекст для употребления этой структуры в речи, сначала подготовленной, потом спонтанной. Задачей-стимулом создаются ситуации, напоминающие маленькие эпизоды из жизни. Например, при изучении темы Sequence of Tenses предлагается следующее упражнение.

Задача-стимул. Подтверди мои слова.

Модель. Диккенс, оказывается, был замечательным актером. (Мы узнали из биографии Диккенса, что он…)

-         Мы узнали из биографии Диккенса, что он был замечательным актером.

           Ученики при помощи моделей приобретают навык реагировать на высказывание учителя или товарища, выражать свое отношение к фактам; согласие или несогласие, сожаление, одобрение. Таким образом, учащиеся, выполняя упражнения, общаются на иностранном языке. «При  этом они используют накопленный запас знаний, усваивают новые структуры, слова и постепенно приходят к свободной коммуникации» (Мартинович, 1998, с. 3 –5).

 

3. Закрепление нового грамматического материала.

         После введения нового материала его необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. Например, рассмотрим использование различных упражнений из УМК "Chatterbox".

         Закрепление материала в быстром темпе. Учитель дает первое слово или словосочетание из новой модели. Учащиеся должны произнести структуру полностью. Смысл задания в том, чтобы выполнять его в быстром темпе, поддерживая внимание учащихся.

            Работа "по цепочке". Первый ученик обращается к другому: "Hello. My name's George. What's your name?" Второй ученик отвечает: "Hello. My name's Mary." и т.д. Это упражнение позволяет задействовать всех учащихся в классе. Каждый становится в свою очередь "звеном" цепочки.

            Работа парами. В задании "Ask and answer” учащиеся в парах задают друг другу вопросы и отвечают на них. Цель – собрать информацию об одноклассниках, узнать друг друга лучше: Какое ваше любимое время года? Какой ваш любимый школьный предмет?

Личностно ориентированные задания. Учитель может задавать учащимся вопросы об их жизни и окружении. Предполагается, что при ответе они должны использовать изученный языковой материал.

Для использования грамматического материала в речи учащимся необходимо знать лексику, которая употребляется в модели. В этом случае учитель сначала вводит необходимую лексику, затем саму структуру. Пример из первой части УМК "Chatterbox". Учитель должен ввести структуру "I've got a ..." на материале лексической темы "Части тела". Перед тем, как описать себя: "I've got a (big nose, small mouth, etc.)", учащиеся должны усвоить лексику по теме. Для этого учитель называет части тела, показывая на себя или используя рисунки, данные в учебнике.

 

4. Контроль понимания изученного.

            Как было сказано выше, учащиеся получают возможность самостоятельно формулировать грамматические правила. Это показывает, насколько точно они понимают, когда и как употребляется грамматическая структура. В свою очередь, учитель также может проверить понимание материала, задавая наводящие вопросы (concept questions).

Наводящие вопросы должны быть короткими и простыми. Их единственной целью является проверка понимания грамматического материала, поэтому оптимальными в данном случае считаются "закрытые" вопросы, требующие ответа "да" или "нет". Лексика и грамматика самого вопроса должна быть проще, чем материал, подлежащий контролю.

 

5.     Повторение изученного материала.

            После того, как учащиеся ознакомились с употреблением грамматической формы в контексте и потренировались в ее использовании, через некоторое время, в следующих циклах уроков, необходимо вернуться к изученному материалу, чтобы понять, насколько хорошо он усвоен. Во многих УМК предлагается повторительный раздел, где даются задания на повторение и систематизацию изученного. Кроме того, повторение может быть организовано с помощью тестов.

Вывод:

            Коммуникативно-ориентированное обучение грамматике предполагает формирование грамматических навыков, во-первых, путем ситуативности как обязательного условия формирования, во-вторых, посредством функциональной ориентации процесса обучения, где имеет место не последовательное усвоение сначала формы, а потом функции грамматических явлений, а усвоение формы вместе с функцией, или на ее основе.

Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (29.06.2011) | Автор: Курина Ольга Юрьевна
Просмотров: 1534 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 1
1  
Мне понравилась предложенная методика.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz