Использование технологии критического мышления на уроках английского языка («The Six Thinking Hats»). Репеева Т. И., ГБОУ СОШ № 164 - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка («The Six Thinking Hats»). Репеева Т. И., ГБОУ СОШ № 164

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка («The Six Thinking Hats»)

 

Репеева Татьяна Ивановна

учитель английского языка

                                                                                                           ГОУ СОШ №164

 

              Школа и вся система образования России вовлечены в процесс социально-экономических преобразований, происходящих в стране и, таким образом, являясь их участником, претерпевают серьезные изменения. Приоритеты изменились, и обучение должно быть нацелено на формирование самостоятельной, ответственной и социально-мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Главная задача состоит в том, чтобы ученик не просто усваивал готовое знание, изложенное учителем, а открывал это новое знание в процессе своей собственной деятельности. Новое образование предусматривает применение технологий развития критического мышления, игровых и информационных технологий. Технологии развития критического мышления позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, помогает  ученикам самим определить цель обучения, продуктивно работать с информацией, критически ее оценить, осмыслить, применить. Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимосвязано.

       Для развития критического мышления необходимо применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов, на мой взгляд, является технология «Шести Шляп Мышления» ( "Six Thinking Hats” ), разработанная Эдвардом де Боно. Метод «Шести Шляп Мышления» позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу на разных уровнях.

          В основе «Шести Шляп Мышления» лежит идея параллельного мышления. Традиционно мышление основывается на дискуссии, столкновении мнений. Параллельное мышление – это конструктивное мышление, при котором различные мнения и точки зрения не сталкиваются, а сосуществуют. Обычно, когда перед нами встает практическая задача, мы сталкиваемся с определенными трудностями:

1.      Эмоции – мы даем волю эмоциям, вместо того, чтобы думать над решением.

2.      Беспомощность – мы не знаем, с чего начать и что следует делать.

3.      Путаница – мы пытаемся одновременно удерживать в уме всю информацию, быть логичными, креативными. При этом пытаемся уследить за нашими партнерами и их аргументами.

Метод «Шести Шляп Мышления» позволяет преодолеть эти трудности, разделив процесс мышления на шесть различных этапов, представленных шляпами своего цвета. Вместо того чтобы думать обо все одновременно, мы думаем обо всем по очереди. В конце работы все аспекты будут собраны вместе, и мы получим полноценную картину.

 

Итак:

Белая шляпа – только факты; что знаем, что нужно узнать, как получить информацию;

Красная шляпа – только эмоции, чувства, интуиция – на определенном этапе это необходимо;

Желтая шляпа – положительные стороны, достоинства новой идеи;

Черная шляпа – все минусы и недостатки, риски новой задачи;

Зеленая шляпа – творчество: развиваем идеи, придумываем новые, исследуем;

Синяя шляпа – управление всем процессом работы. Ее используют в начале, чтобы определить, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели

Последовательность шляп определяется конкретной задачей. Суть в том, что все одновременно «надевают шляпы» одного цвета и работают в команде. На уроках мы не делаем настоящие шляпы для учеников, а ограничиваемся маленькими треугольными колпачками разных цветов, или просто символически обозначаем фломастерами разных цветов.

       В нашей школе пришли к методу «Шести Шляп Мышления» путем проб и ошибок в процессе работы по учебнику "New Millennium English-11”. Этот учебник рассчитан на достаточно высокий уровень учащихся и содержит задания высокого уровня, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Работая над темой «Города и люди», ребята сначала изучили данные о развитии туризма в Лондоне («белая шляпа») и поставили вопросы:

1.      Что входит в понятие «туристический брэнд» Лондона?

2.      Как влияет развитие туризма на жизнь жителей Британии?

В поисках ответов ребята прочли газетные статьи из британской "The Independent” о том, как в Лондоне используют интегрированный подход в развитии туристической индустрии и сказали, какие плюсы дает развитие туризма («желтая шляпа»). После этого  прочли другую газетную статью и рассмотрели проблемы, которые вызывает развитие туризма («черная»), и какие пути решения этой проблемы видят британцы («зеленая шляпа»).

       Проанализировав и обсудив эти статьи, ребята задали вопрос «Как обстоит дело в России?» На следующем этапе мы также прочли и проанализировали статью о состоянии развития туризма в древнем русском городе Суздале («белая шляпа»), отметили все достоинства («желтая») и недостатки («черная») Суздаля как туристического центра. Затем, «надев зеленую шляпу», исследовали возможности развития туризма в Суздале. После этого ребята «надели синюю шляпу»: обобщили выводы о развитии туризма и поставили  новую цель: написание реферата «Перспективы развития туризма в Санкт-Петербурге».                              

В работе над рефератом ребятам опять помогал метод «шести шляп». Но в этот раз мы начали с «синей шляпы» и решили:

1.      над рефератом будут работать группы по три человека;

2.       реферат должен включать три части:

а) что делает Петербург привлекательным для туристов;

б) что нужно сделать для более успешного развития туризма;

в) проблемы, вызванные развитием туризма.

Уже в группах, «надев красную шляпу», отвечали на вопрос «Нужно ли развивать туризм в Санкт-Петербурге?». А затем, «надевая шляпы» разного цвета, ребята обсуждали все пункты своих будущих рефератов. На следующем уроке обсудили результаты проделанной работы, исправили недочеты. Итоги подвели на конференции, где проходила защита рефератов. Метод «шести шляп» применялся нами и в работе над темами «Телевидение», «Преступление и наказание», «Экология».

  Работая по учебнику "Laser.Pre-FCE”, мы также использовали метод «шести шляп»  в обучении письму и чтению. Например, по теме «Транспорт» ребята должны были написать сочинение-рассуждение «Изобретение автомобиля изменило мир», и метод «шести шляп» помог организовать работу. Так, задав вопрос «Нужен ли в наше время автомобиль?» и дружно прокричав «Да! Конечно!» -«красная шляпа»,- ребята взялись за анализ ситуации  и выяснили, что полезного дал автомобиль человечеству(«желтая»). Затем, «надев черную шляпу», обсудили все минусы, негатив. После этого «надели зеленую шляпу» и стали думать о путях решения проблемы. Дома каждый уже самостоятельно все осмыслил и написал свое сочинение.

      Что обычно ограничивает мышление? Субъективная позиция. Мы не можем отступить в сторону, чтобы объективно взглянуть на ситуацию: т.е. звучит «вот мое мнение, и я знаю, что я прав!» Начинаются споры, отнимающие время без пользы, обиды. В условиях ограниченного времени урока высказываются два-три особо активных  ученика, которые и ведут между собой горячий спор, часто не слушая друг друга и повторяя  одни и те же аргументы, а остальные молчат.  С методом «шести шляп» мы можем и в идее, которая кажется бесполезной, найти что-то хорошее. «Смена шляпы» изменяет направление мышления, «надевание шляпы» фокусирует мышление». «Меняя» шляпы, мы придаем мыслям нужное направление.

Суммируя, можно сказать, что технология  Эдварда де Боно позволяет развивать

а) творческое мышление,

б) критическое мышление,

в) толерантность,

так как смена шляп дает возможность обсудить все варианты (не обижая других) и договориться.

 

Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (14.11.2013)
Просмотров: 1462
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz