Методическая разработка
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Составила учитель английского языка ГБОУ
СОШ № 182
Тен
Тамара Каспаровна.
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.
Вступление.
2.
Основная часть.
3.
Фонематическая
зарядка.
4.
Лексико-фонетическая
зарядка.
5.
Грамматико-фонетическая
зарядка.
6.
Фонетическая зарядка на мелодику, ритм
и ударение.
7.
Заключение.
8.
Литература.
1.Вступление
В последнее время в России возрос интерес к иностранным
языкам, к английскому языку особенно. Это объясняется ролью и местом
английского языка в современном мире: развитие торгово-экономических отношений
с англоязычными странами, появление мировой компьютерной сети Интернет, а также
возможность путешествовать, работать и отдыхать за границей. Стандарт основного
общего образования по иностранному языку
(2004) предъявляет следующие требования к обучению произносительной стороны
речи: навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
изучаемого иностранного языка (долгих и кратких гласных, гласных с твердым
приступом, звонких и глухих согласных, оглушение / неоглушение согласных в
конце слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными), соблюдения
ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки
произношения различных типов предложений, выражение чувств и эмоций с помощью
эмфатической интонации
Как правило, обучение английскому языку в России начинается
во втором классе. Первое знакомство с языком происходит на звуковом,
фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном
этапе обучения является одной из основных задач. К сожалению, большинство
учителей считают, что английское произношение очень трудное, при этом они
думают о правилах чтения и об исключениях из этих правил, которых очень много.
В результате основной упор делается на чтение и грамматику.
2.новная часть
Данный подход является неверным, поскольку произношение –
это своего рода «визитная карточка» говорящего, потому что первое, на что мы
обращаем внимание при общении с человеком – это чистота и правильность его
речи, это имеет значение не только в английском языке, но и в других языках.
Если не уделять произношению должного внимания, то
артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не
сможет правильно интонировать свою речь, то переучиваться в последствии будет
очень сложно, а звучание речи будет неанглийским. Кроме того, правильность
английского произношения влияет на смысл высказывания. Например, долгота и
краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеет смыслоразличительное
значение: ship – sheep, fit – feet, send – sent, bed – bet и т.д.
При обучении
английскому языку в средней школе упор делается на аппроксимированное
произношение, которое отличается от
литературного наличием фонологических ошибок такого качества и в таком
количестве, которые все же позволяют понимать устную речь и чтение вслух на
данном языке.
При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение
обязательно должно сопровождаться демонстрацией эталонов звука, которые
учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи использовать аналитико-имитативный
подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из
связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это
аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое
организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются
учащимися вслед за образцом, имитируются.
Активное слушание гарантируется предваряющими заданиями,
помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука.. Затем следует
интенсивная тренировка учащихся в произношении. Тренировка включает два типа
упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация потока слов
конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты
учащийся показывает учителю, как он услышал звук.
Упражнения в активном слушании могут быть следующими:
- Я произношу вперемежку
английские и русские звуки. Услышав английский звук, поднимите руку.
- Поднимите руку, когда в ряду слов услышите
слово со звуком [и].
- Поднимайте
сигнальную карту всякий раз, когда услышите долгие (краткие, лабиализированные и т.д.) гласные в
следующих словах.
- Поднимите руку, когда услышите слова в
предложении, на которое падает ударение и т.д.
Можно использовать упражнения с элементами театрализации:
- Дети отрабатывают звук [h], изображая, что они греют руки.
- Дети отрабатывают звуки [v-f], поют их на мотов «Чижик-пыжик».
- Дети отрабатывают звук [ei]< представив, что они в лесу. Количество упражнений в
воспроизведении должно быть больше. Эти упражнения представляют собой
осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и
направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые
регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и
внутриязыковую интерференцию, в частности подмену иноязычного звука звуком
родного языка. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука
недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки
сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков
это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками такая подмена
недопустима, так как это чревато нарушением коммуникации.
Для осознанной имитации
рекомендуется регулярно проводить
фонетические зарядки, для которых следует использовать ценный в содержательном
отношении материал: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки.
Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана.
Так, например, звук [w], дети часто произносят как
русский [в]. Я ввожу
его прибегая к несколько смешной рифмовке:
Why do you cry, Willy?
Why do you cry?
Why, Willy?
Why, Willy?
Why, Willy? Why?
Или тренировка звука [o]: Oh, no, go home alone!
Из приведенных примеров видно, что предметом тренировочных
упражнений являются звук и звукосочетания, помещенные во все более крупные
единицы: от слога – через слово – к словосочетанию и к тексту. Работа над
произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем,
к тексту, создаваемому учащимися..
Звук [ ǽ ] – A fat cat sat on a mat.
Звук [ δ ] – This is the cat [ Θ ]
- Three thick thieves took thousand things.
This is the rat
This is the dog
This is the frog
Далее приведу примеры упражнений в имитации; осознанность
имитации гарантируется указанием, на что надо обратить внимание:
- Произнесите вслед
за мной звуки, обращая внимание на долготу (краткость).
- Произнесите слова
по образцу, обращая внимание на звук [а].
- Произнесите слова,
обращая внимание на ударение.
- Произнесите
предложения, обращая внимание на мелодику.
- Произнесите
словосочетания, не делая паузу между словами, из которых они состоят.
- Произнесите
предложения, обращая внимание на паузы.
- Прочтите слова про себя и исключите «лишнее» слово, которое
не дает указанный звук. - Прослушайте
текст, записанный с паузами, в паузы повторите предложения, обращая внимание
на…
Чаще всего, особенно на начальном этапе обучения английскому
языку, используются считалки, рифмовки, скороговорки, пословицы, поговорки,
загадки и т.д.
В зависимости от того, на что они направлены, существует
несколько видов фонзарядок:, на фонематическая,
лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая ритм, мелодику и ударение. Ниже
материал для фонетических зарядок отбирается в соответствие с целями
коммуникации .Рассмотрим эти виды подробнее.
3.Фонематическая
фонзарядка
Фонематическая
фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении.
Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или
напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном
окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в
словосочетании – во фразе. Например, звук [r].
right –
That’s right!
wrong –
That’s wrong!
Is it
right? Is it wrong?
It is
right! It is wrong!
Who is
right? Who is wrong?
Peter is
right. Peter is wrong. Или:
[r]
The rain is raining all around,
It falls on
field and tree.
It rains on
the umbrella here,
And on the
ships at sea.
4.Лексико-фонетическая
зарядка.
Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку вокабуляра по определенной теме с одной стороны, и на
закрепление лексики с другой. Учитель обращает внимание учащихся на
произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его
транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание
– фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить
ситуации, в которых данное слово используется:
turning, the first turning, the first
turning to the left. Take the first turning to the left.
В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается
произношение не только отдельных слов, но учащиеся запоминают коммуникативно-ценные фразы и
клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи. Грамматико-фонетическая
зарядка.
5.Грамматико-фонетическая
зарядка
Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать
различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже
знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя.
Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают
и могут правильно ее перевести на русский язык.
Например, грамматико-фонетическая зарядка по закреплению
употребления оборота "There is/are " по теме "The living room” (6 класс) выглядит следующим образом:
There is a
sofa. Is there a sofa?
There is a
door. Is there a door?
There is a
carpet Is there a carpet
On the
floor. On the
floor?
По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные
рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую
грамматическую структуру.
6.Фонетические
зарядки, которые мы рассмотрим ниже, относятся к интонационному оформлению
речи, а значит представляют определенные трудности при обучении.
К сожалению, интонационной стороне речи
уделяется мало внимания при обучении английскому произношению в школе, поэтому
данные фонзарядки проводятся очень редко.
В программе средней школы предусмотрено овладение пятью
видами английской интонации: высоко-восходящий тон, высоко-нисходящий тон,
низко-восходящий тон, низко-нисходящий тон и нисходяще-восходящий тон.
Знакомство с ними начинается одновременно с изучением азов английского языка,
учащиеся должны знать, какие предложения с каким тоном произносятся. Для
закрепления этих структурных моделей интонации и предназначена фонетическая
зарядка на мелодику.
Вначале предъявляются предложений различного типа, снимаются
языковые трудности, учащихся просят с помощью жестов показать, поднимается ли
голос вверх или падает вниз. Затем происходит индивидуальная и хоровая
отработка интонационных моделей:
The town is
‘far from ↓London .
How ‘far is
it from ↓London?
Is it ↑far
from London?
It is ↓far
from London,
↑isn’t it?
Is it ↑far
from London or
↓near it?
Целесообразно использовать магнитофон и записывать учащихся
на пленку, чтобы они сами могли сравнить свое произношение с оригиналом и
стремились бы к нему.
Прежде чем проводить фонзарядку
на ударение, следует познакомить учащихся с основными видами ударения в
английском языке.
Для английского языка характерны следующие виды ударения:
фразовое, которое выделяет одни слова в предложении среди других, и логическое
ударение, которое выделяет логический центр высказывания, подчеркивает элементы
противопоставления в высказывании. Особенности этих двух видов ударения можно
сначала продемонстрировать на примере русского предложения:
В приведенном выше примере мы меняли логический центр
высказывания и выделяли его интонационно. То же самое отрабатывается на примере
английского предложения, причем логический центр высказывания в первом и
последнем предложении должен совпадать
Катя заботилась о своей сестре.
Катя заботилась
о своей сестре.
Катя заботилась о своей сестре.
Катя заботилась о своей сестре.
‘Kate ‘took
‘care of her ↓sister.
↓Kate took
care of her sister.
‘Kate
↓took care of her sister.
‘Kate ‘took
↓care of her sister.
‘Kate ‘took
‘care of her ↓sister.
При
выполнении фонетической зарядки на ударение также рекомендуется записывать
учащихся на магнитофон, а при предъявлении образца логический центр следует
отбивать по столу рукой или ногой по полу, можно попросить учеников хлопать в
ладоши.
Последний вид фонетической зарядки, направленный на
интонационное оформление речи, - это фонзарядка
на ритм.
Для английского языка характерно чередование ударных слогов
через равные промежутки времени в определенной мелодической последовательности.
Хорошими примерами английского ритма являются рифмовки или небольшие
стихотворения При предъявлении стихов
рекомендуется отбивать ритм. Желательно, чтобы учащиеся заучивали стихи с
голоса учителя или с магнитной записи и тоже сопровождали их воспроизведение
отбиванием ритма.
Good -
better – the best
Never have
a rest
Till good
is better
And better
is the best.
Данное стихотворение может быть использовано в качестве грамматико-
фонетической зарядки для отработки запоминания степеней сравнения прилагательных,
составляющих
исключение из правил.
7. Заключение
.
Таким образом, мы рассмотрели несколько видов фонетических зарядок,
которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных
навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического
и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах
обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:
- регулярное
проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;
- ученики могут на слух различать долгие и краткие
английские звуки, русские и английские звуки;
- учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами
ударения и с английским ритмом;
- фонетические зарядки способствуют не только развитию
слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических
единиц и грамматических структур.
Приведенные нами фонетические зарядки можно рекомендовать
для использования в процессе обучения английскому языку на начальной ступени.
8.Литература:
Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. – М.
1991.- 460с.
Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования (иностранные языки). – М.: Методическая мозаика, 2004. – 32с.
Формирование произносительных навыков: учебное пособие (Под
ред. Е.И. Пассова). – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40c.
|