ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ТЕН Т.К., ГБОУ СОШ № 182 - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Воскресенье, 23.11.2014, 23:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [27]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 22

Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА. ТЕН Т.К., ГБОУ СОШ № 182

Методическая разработка

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ

 

ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ

 

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

 

 

 

 

 

 

 

Составила учитель английского языка ГБОУ СОШ № 182

Тен  Тамара  Каспаровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

1.   Вступление.

 

2.   Основная часть.

 

3.   Фонематическая зарядка.

 

4.   Лексико-фонетическая зарядка.

 

5.   Грамматико-фонетическая зарядка.

 

6. Фонетическая зарядка на мелодику, ритм  и  ударение.

 

7. Заключение.

 

8.   Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Вступление

 

В последнее время в России возрос интерес к иностранным языкам, к английскому языку особенно. Это объясняется ролью и местом английского языка в современном мире: развитие торгово-экономических отношений с англоязычными странами, появление мировой компьютерной сети Интернет, а также возможность путешествовать, работать и отдыхать за границей. Стандарт основного общего образования  по иностранному языку (2004) предъявляет следующие требования к обучению произносительной стороны речи: навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого иностранного языка (долгих и кратких гласных, гласных с твердым приступом, звонких и глухих согласных, оглушение / неоглушение согласных в конце слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными), соблюдения ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений, выражение чувств и эмоций с помощью эмфатической интонации

Как правило, обучение английскому языку в России начинается во втором классе. Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач. К сожалению, большинство учителей считают, что английское произношение очень трудное, при этом они думают о правилах чтения и об исключениях из этих правил, которых очень много. В результате основной упор делается на чтение и грамматику.

 

2.новная часть

 

Данный подход является неверным, поскольку произношение – это своего рода «визитная карточка» говорящего, потому что первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком – это чистота и правильность его речи, это имеет значение не только в английском языке, но и в других языках.

Если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не сможет правильно интонировать свою речь, то переучиваться в последствии будет очень сложно, а звучание речи будет неанглийским. Кроме того, правильность английского произношения влияет на смысл высказывания. Например, долгота и краткость гласных, звонкость и оглушение согласных имеет смыслоразличительное значение: ship – sheep, fit – feet, send – sent, bed – bet и т.д.

     При обучении английскому языку в средней школе упор делается на аппроксимированное произношение, которое отличается от  литературного наличием  фонологических ошибок такого качества и в таком количестве, которые все же позволяют понимать устную речь и чтение вслух на данном языке.

При ознакомлении с фонетическими явлениями объяснение обязательно должно сопровождаться демонстрацией эталонов звука, которые учащиеся слышат от учителя или в фонозаписи использовать аналитико-имитативный подход, при котором звуки, подлежащие специальной обработке, вычленяются из связного целого и объясняются на основе артикуляционного правила; это аналитическая часть работы. Затем эти звуки снова включаются в целое, которое организуется постепенно: слоги, слова, словосочетания, фразы, и проговариваются учащимися вслед за образцом, имитируются.

Активное слушание гарантируется предваряющими заданиями, помогающими привлечь внимание к нужному качеству звука.. Затем следует интенсивная тренировка учащихся в произношении. Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация потока слов конкретного звука, подлежащего усвоению. Поднятием руки или сигнальной карты учащийся показывает учителю, как он услышал звук.

Упражнения в активном слушании могут быть следующими:

- Я произношу вперемежку английские и русские звуки. Услышав английский звук, поднимите руку.

         -   Поднимите руку, когда в ряду слов услышите слово со звуком [и].

         -   Поднимайте сигнальную карту всякий раз, когда услышите долгие (краткие,    лабиализированные и т.д.) гласные в следующих словах.

         -  Поднимите руку, когда услышите слова в предложении, на которое падает ударение и т.д.

Можно использовать упражнения с элементами театрализации:

- Дети отрабатывают звук [h], изображая, что они греют руки.

- Дети отрабатывают звуки [v-f], поют их на мотов «Чижик-пыжик».

- Дети отрабатывают звук [ei]< представив, что они в лесу. Количество упражнений в воспроизведении должно быть больше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона звука, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука. Проводимые регулярно упражнения в осознанной имитации помогают преодолеть межъязыковую и внутриязыковую интерференцию, в частности подмену иноязычного звука звуком родного языка. Простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, так как учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. В отношении некоторых звуков это безопасно, однако в связи с идиоматическими звуками такая подмена недопустима, так как это чревато нарушением коммуникации.

Для осознанной имитации  рекомендуется  регулярно проводить фонетические зарядки, для которых следует использовать ценный в содержательном отношении материал: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана.

 Так, например, звук [w], дети часто произносят как русский [в]. Я ввожу

его прибегая к несколько смешной рифмовке:

 Why do you cry, Willy?

 Why do you cry?

Why, Willy? Why, Willy?

 Why, Willy? Why?

Или тренировка звука [o]: Oh, no, go home alone!

Из приведенных примеров видно, что предметом тренировочных упражнений являются звук и звукосочетания, помещенные во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем, к тексту, создаваемому учащимися..

Звук [ ǽ ] – A fat cat sat on a mat.

Звук  [ δ ] – This is the cat                          [ Θ ]  - Three thick thieves  took  thousand things.

                   This is the rat

                   This is the dog

                   This is the frog

Далее приведу примеры упражнений в имитации; осознанность имитации гарантируется указанием, на что надо обратить внимание:

-  Произнесите вслед за мной звуки, обращая внимание на долготу (краткость).

-  Произнесите слова по образцу, обращая внимание на звук [а].

-  Произнесите слова, обращая внимание на ударение.

-  Произнесите предложения, обращая внимание на мелодику.

-  Произнесите словосочетания, не делая паузу между словами, из которых они состоят.

-  Произнесите предложения, обращая внимание на паузы.

-  Прочтите слова  про себя и исключите «лишнее» слово, которое не дает указанный звук. -  Прослушайте текст, записанный с паузами, в паузы повторите предложения, обращая внимание на…

Чаще всего, особенно на начальном этапе обучения английскому языку, используются считалки, рифмовки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки и т.д.

В зависимости от того, на что они направлены, существует несколько видов фонзарядок:, на фонематическая, лексико-фонетическая, грамматико-фонетическая ритм, мелодику и ударение. Ниже материал для фонетических зарядок отбирается в соответствие с целями коммуникации .Рассмотрим эти виды подробнее.

 

3.Фонематическая фонзарядка

 

 Фонематическая фонзарядка – это тренировка произнесения конкретного звука в разном окружении. Сначала звук предъявляется изолированно, учитель с помощью жестов объясняет или напоминает его артикуляцию, а затем начинается отработка звука в различном окружении в следующей последовательности: в изоляции – в слове – в словосочетании – во фразе. Например, звук [r].

right – That’s right!                                    

wrong – That’s wrong!

Is it right? Is it wrong?

It is right! It is wrong!

Who is right? Who is wrong?

Peter is right. Peter is wrong.   Или:

[r]

 The rain is raining all around,

It falls on field and tree.

It rains on the umbrella here,

And on the ships at sea.

 

4.Лексико-фонетическая зарядка.

 

Данная фонзарядка направлена на фонетическую отработку  вокабуляра  по определенной теме с одной стороны, и на закрепление лексики с другой. Учитель обращает внимание учащихся на произнесение конкретного слова, при необходимости на доске пишет его транскрипцию. После предъявления каждого лексического блока (слово – словосочетание – фраза) учитель просит учеников перевести его на русский язык, вспомнить ситуации, в которых данное слово используется:

        turning, the first turning, the first turning to the left. Take the first turning to the left.

В результате лексико-фонетической зарядки отрабатывается произношение не только отдельных слов, но учащиеся  запоминают коммуникативно-ценные фразы и клише, которые в дальнейшем они смогут использовать в своей речи. Грамматико-фонетическая зарядка.

 

5.Грамматико-фонетическая зарядка

Следующий вид фонетической зарядки позволяет отрабатывать различные грамматические структуры и явления. Как правило, эти явления уже знакомы учащимся и не требуется дополнительных объяснений со стороны учителя. Однако необходимо убедиться в том, что ученики отрабатываемую структуру узнают и могут правильно ее перевести на русский язык.

Например, грамматико-фонетическая зарядка по закреплению употребления оборота  "There is/are " по теме "The living room”  (6 класс) выглядит следующим образом:

There is a sofa.                    Is there a sofa?

There is a door.                   Is there a door?

There is a carpet                  Is  there a carpet

On the floor.                        On the floor?

По образцу можно попросить учащихся самих придумать подобные рифмовки и проверить, насколько хорошо они усвоили отрабатываемую грамматическую структуру.

 

6.Фонетические зарядки, которые мы рассмотрим ниже, относятся к интонационному оформлению речи, а значит представляют определенные трудности при обучении.

 К  сожалению, интонационной стороне речи уделяется мало внимания при обучении английскому произношению в школе, поэтому данные фонзарядки проводятся очень редко.

В программе средней школы предусмотрено овладение пятью видами английской интонации: высоко-восходящий тон, высоко-нисходящий тон, низко-восходящий тон, низко-нисходящий тон и нисходяще-восходящий тон. Знакомство с ними начинается одновременно с изучением азов английского языка, учащиеся должны знать, какие предложения с каким тоном произносятся. Для закрепления этих структурных моделей интонации и предназначена фонетическая зарядка на мелодику.

Вначале предъявляются предложений различного типа, снимаются языковые трудности, учащихся просят с помощью жестов показать, поднимается ли голос вверх или падает вниз. Затем происходит индивидуальная и хоровая отработка интонационных моделей:

The town is ‘far from ↓London .

How ‘far is it from ↓London?

Is it ↑far from  London?

It is ↓far from London, ↑isn’t it?

Is it ↑far from London or ↓near it?

Целесообразно использовать магнитофон и записывать учащихся на пленку, чтобы они сами могли сравнить свое произношение с оригиналом и стремились бы к нему.

Прежде чем проводить фонзарядку на ударение, следует познакомить учащихся с основными видами ударения в английском языке.

Для английского языка характерны следующие виды ударения: фразовое, которое выделяет одни слова в предложении среди других, и логическое ударение, которое выделяет логический центр высказывания, подчеркивает элементы противопоставления в высказывании. Особенности этих двух видов ударения можно сначала продемонстрировать на примере русского предложения:

В приведенном выше примере мы меняли логический центр высказывания и выделяли его интонационно. То же самое отрабатывается на примере английского предложения, причем логический центр высказывания в первом и последнем предложении должен совпадать

Катя заботилась о своей сестре.

Катя  заботилась о своей сестре.

Катя заботилась о своей  сестре.

Катя заботилась о своей сестре.

 

‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister.

↓Kate took care of her sister.

‘Kate ↓took  care of her sister.

‘Kate ‘took ↓care of her sister.

‘Kate ‘took ‘care of her ↓sister.

 При выполнении фонетической зарядки на ударение также рекомендуется записывать учащихся на магнитофон, а при предъявлении образца логический центр следует отбивать по столу рукой или ногой по полу, можно попросить учеников хлопать в ладоши.

 

Последний вид фонетической зарядки, направленный на интонационное оформление речи, - это фонзарядка на ритм.

Для английского языка характерно чередование ударных слогов через равные промежутки времени в определенной мелодической последовательности. Хорошими примерами английского ритма являются рифмовки или небольшие стихотворения  При предъявлении стихов рекомендуется отбивать ритм. Желательно, чтобы учащиеся заучивали стихи с голоса учителя или с магнитной записи и тоже сопровождали их воспроизведение отбиванием ритма.

Good - better – the best

Never have a rest

Till good is better

And better is the best.

Данное стихотворение может быть использовано в качестве грамматико- фонетической  зарядки для отработки  запоминания степеней сравнения прилагательных, составляющих

исключение из правил.

 

7. Заключение

.

Таким образом, мы рассмотрели несколько видов фонетических зарядок, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующих повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:

-  регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;

- ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;

- учащиеся знакомятся с разными моделями интонации, видами ударения и с английским ритмом;

- фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.

Приведенные нами фонетические зарядки можно рекомендовать для использования в процессе обучения английскому языку на начальной ступени.

 

8.Литература:

 

Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. – М. 1991.- 460с.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (иностранные языки). – М.: Методическая мозаика, 2004. – 32с.

Формирование произносительных навыков: учебное пособие (Под ред. Е.И. Пассова). – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – 40c.

 

 

                                             

 



Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (09.10.2012)
Просмотров: 19546 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 lonyatgmt   (11.11.2014 06:14)
Привет! Классно.

Имя *:
Email:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании

  • Copyright MyCorp © 2014Бесплатный хостинг uCoz