Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам - Статьи учителей Красногвардейского района - Статьи - vk350
Английский язык в Красногвардейском районе Вторник, 06.12.2016, 21:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку в настоящий момент уже не вызывает сомнений: образование XXI века невозможно без компьютерных средств в эпоху информационного развития общества, широкого применения компьютеров и с учетом создания общемировой компьютерной информационной сети Интернет. Федеральный национальный проект «Образование» делает Интернет повседневной реальностью для большинства российских школьников. Среди приоритетных направлений данного проекта, а также проекта Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - развитие и использование современных информационных технологий в обучении и создание в школах особой креативной среды, обеспечивающей возможность самореализации учащимися и позволяющей выявлять и развивать одаренных детей. Очевидна взаимосвязь данных направлений: компьютер, используемый в проектной деятельности учеников, становится инструментом их творческой деятельности, способствуя повышению мотивации к самообучению, формированию новых компетенций, реализации креативного потенциала, повышению личностной самооценки и развитию невостребованных в учебном процессе личностных качеств (например, поэтические, музыкальные и художественные способности).
 
Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку не вызывает сомнений. Доказано позитивное влияние различных форм Интернет-коммуникации на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети Интернет являются необъятной базой для создания информационно-предметной среды. Однако одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. На современном этапе обучения иностранным языкам, когда используются новейшие Интернет-технологии, возникает острая необходимость в разработке новых учебных Интернет-ресурсов, направленных на комплексное формирование и развитие:
 
- аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного);
- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;
- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с ресурсами сети Интернет;
- умений использовать ресурсы сети Интернет для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов;
- умений использовать ресурсы сети Интернет для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.
 
 Существует широкий спектр компьютерных учебных материалов и заданий с использованием ресурсов Интернета. Остановимся на структуре и методическом содержании каждого из пяти видов учебных Интернет-ресурсов.
 
Хотлист (от английского «hotlist” – "список по теме») представляет собой список Интернет сайтов с текстовым материалом по изучаемой теме.
 
Мультимедиа скрэпбук ( от английского "multimedia scrapbook” - «мультимедийный черновик») представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В отличие от хотлиста, в скрэпбуке содержатся ссылки не только на текстовые сайты, но и на фотографии, аудиофайлы (например, Podcasts) и видеоклипы, графическую информацию и очень популярные сегодня анимационные виртуальные туры. Все файлы скрэпбука могут быть использованы учащимися в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определенной темы.
 
Трежа хант (английск. "treasure hunt” – «охота за сокровищами») напоминает хотлист и скрэпбук. Он тоже содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Его отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта, с помощью этих вопросов учитель направляет поисково-познавательную деятельность учащихся.
 
Сабджект сэмпла (от английского "subject sampler”) стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. В отличие от него сабджект сэмпла направлен на обсуждение социально-заостренных и дискуссионных тем. Учащимся необходимо не просто ознакомиться с материалом, но и выразить и аргументировать свое собственное мнение по изучаемому дискуссионному вопросу.
 
На этом фоне хотелось бы особенно выделить такие задания как «веб-квесты», поскольку, как показывает практика их использования в обучении английскому языку, их выполнение способствует формированию всех видов иноязычной речевой деятельности (чтение, восприятие речи на слух, говорение и письмо), обеспечивает реализацию творческого потенциала учащихся и индивидуальный подход в обучении.
 
Вебквест (от английского "webquest” – «Интернет-проект») – самый сложный тип учебных Интернет-ресурсов. Вебквест -это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета (включая аудио и видео ресурсы). Он представляет собой сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме, основанный на поиске информации в Интернете. Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
 
Причин для использования веб-квестов достаточно много:
 
♦ Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний.
♦ Групповая работа над проектом обеспечивает достижение 2-х основных целей обучения языку – коммуникацию и обмен информацией.
♦ Квесты развивают критическое мышление и повышают мотивацию, что ведет к повышению эффективности обучения.
♦ Выполнение различных этапов задания способствует развитию как рецептивных умений и навыков (стадия поиска информации способствует формированию таких видов речевой деятельности как чтение и аудирование), так и продуктивных (стадия оформления и устной презентации задания развивает навыки говорения и письма).
♦ Дифференциация содержания веб-квеста по степени сложности позволяет успешно использовать данный вид заданий для обучения детей с разным уровнем владения языком, выявлять и развивать талантливых учащихся.
♦ Работа над веб-квестами может быть организована как на уроке, так и во внеурочное время в виде дополнительных индивидуальных заданий для способных детей.
 
Вебквест имеет определенную структуру:
 
1. Введение - краткое описание темы вебквеста.
2. Задание – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
3. Порядок работы и необходимые ресурсы – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернет ресурсы), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.д.), которые помогают более эффективно организовать работу над веб-квестом.
4. Оценка – описание критериев и параметров оценки, которое представляется в виде бланка оценки.
5.Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателя, который будет использовать данный веб-квест.
 
Один из сценариев организации проектной деятельности учащихся на основе вебквеста может иметь следующую структуру. Сначала весь класс на занятиях знакомится с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым погружается в проблему предстоящего проекта. Затем учащиеся делятся на группы, и каждой группе достается один определенный аспект темы для изучения и обсуждения в группе на уроках и/или во внеурочное время. Учителю необходимо подобрать ресурсы сети Интернет для каждой группы в соответствии с изучаемым аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга уже все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действия (если это приемлемо). В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждение обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера.
 
Как же создать веб-квест, необходимый преподавателю? В Интернете существует множество сайтов, содержащих огромное количество готовых вебквестов на различные темы, например:
 
 
Кроме того, существуют специальные веб-страницы по поиску нужных образовательных сайтов для создания авторских веб-квестов, например: http://www.webquest.org/findlinks/
 
Процесс создания вебквеста включает следующие этапы:
♦ Определение тематики и конечного результата.
♦ Поиск ресурсов Интернета.
♦ Группировка ресурсов в соответствии с этапами задания.
♦ Структурирование процесса – задания, ресурсы, лексика, грамматика.
 
Критерии методической оценки вебквестов направлены на определение степени реализации поставленных задач в каждом разделе вебквеста. К основным критериям относятся мотивирующая и познавательная ценность задания; четкость формулировки, точное описание последовательности действий; релевантность, разнообразие и оригинальность ресурсов; разнообразие заданий и их ориентация на развитие мыслительных навыков высокого уровня; наличие методической поддержки (вспомогательных и дополнительных материалов для выполнения заданий); при использовании элементов ролевой игры – адекватный выбор ролей и ресурсов для каждой роли. Возможность измерения результатов работы над вебквестом также является важнейшим критерием его методической оценки.
 
Необходимо подчеркнуть, что использование вебквестов в обучении иностранному языку требует от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета. В связи с этим эффективное использование вебквестов в процессе обучения возможно в тех случаях, когда вебквест является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы, и сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов. Выполнение таких упражнений может либо предварять работу над вебквестом, либо осуществляться параллельно с ней.
 
Как показывает практика использования вебквестов в процессе обучения, такие задания значительно повышают мотивацию учащихся. Ребята творчески относятся к реализации проектного задания, которое предполагает вебквест, воспринимают конечный результат работы как собственное достижение и с нетерпением ждут подобного рода заданий.
 
Литература:
 
1. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка). 2009. – http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.htm
2. Журило В.С. Использование Интернет-ресурсов в обучении иностранным языкам. – http://www.school.baltinform.ru/files
3. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся. – http://festival.1september.ru/articles
4. Сайт центра лингвометодических информационных ресурсов Института дистанционного образования Новосибирского государственного технического университета http://www.itit.edu.nstu.ru/
5. Dodge B. Some Thoughts About Webquests. 1995-1997. – http://www.webquest.sdsu.edu/about_webquests.html
6. Dudeney G., Hockly N. Webquests.– 2004. – http://www.teachingenglish.org.uk/think/articles/webquests
7. Sharma P. Controversies in Using Technology in Language Teaching. 2009. – http://www.teachingenglish.org.uk/think/articles/controversies-using-technology-language-teaching
 
 
 
Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (19.04.2010) | Автор: Парамонова М.И.
Просмотров: 8780 | Комментарии: 44
Всего комментариев: 3
3  
Присоединяюсь к 1Julia. Сайты отличные. Хочу поделиться еще одним с ним можно работать на всех уровнях и по различным навыкам http://agendaweb.org

2  
Полностью согласна!

1  
Отличная статья! и очень полезная!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016Бесплатный хостинг uCoz