Английский язык в Красногвардейском районе Четверг, 16.05.2024, 08:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории раздела
Статьи учителей Красногвардейского района [30]

Наш опрос
Как часто вы работаете с бланками ответов ЕГЭ?
Всего ответов: 26

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Статьи учителей Красногвардейского района

Формирование основных компетенций учащихся на уроках английского языка
«Формирование основных компетенций учащихся на уроках английского языка»
Долгова Людмила Ивановна, учитель английского языка
 «Школы здоровья и индивидуального развития» города Санкт-Петербурга

       Отличительные для нашего времени изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Современному ученику недостаточно просто получить определенную сумму знаний, умений и навыков. Время требует от него умения самореализовываться, саморазвиваться, максимально использовать свои потенциальные возможности, мыслить творчески, выходя за рамки одного предмета.  В связи с этим обновляющейся школе потребовались новые  методы обучения (деятельностные,  игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные).
         В  новых образовательных стандартах подчёркивается необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающихся определённой суммы знаний, но и на развитие  личности, познавательных и созидательных способностей.
       Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
       Концепция компетентностного подхода в образовании – идея сравнительно новая.
       Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения.
       Сама же необходимость перехода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.
Ценностно-смысловая компетенция - это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
       Формирование ценностно-смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития её качеств. Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков. Вот несколько примеров подобных заданий.
       
10 класс. Тема «Бедность: причины и следствия».
       Учащиеся ведут дискуссию, отвечая на вопрос «Как бы ты решал проблему бедности, если бы ты разрабатывал целевые программы и определял приоритеты в этой области?»

       11 класс. Тема «Телевидение в нашей жизни».
       Задание. Ты – член дискуссионной группы, находящейся на связи с телепередачей на тему «Насилие на телевидении». Вырази свою точку зрения по этой проблеме.
       В практике педагогической работы учитываются индивидуальные особенности учеников, их способности и склонности. Чтобы результат обучения был действительно качественным, ученик должен двигаться по индивидуальной образовательной траектории.
Бывают случаи, когда ученик прибывает в 5 класс без знания английского языка, в то время как пятиклассники владеют знаниями языка в объёме начальной школы. Такой ученик должен обучаться по индивидуальной образовательной траектории, с тем, чтобы в максимально возможные кратчайшие сроки получить необходимые знания и «догнать» своих одноклассников.
       Другой пример: интересы ученика выходят за пределы программного материала в плане лексики и грамматики, кроме того он интересуется историей, учитель разрабатывает для него индивидуальную траекторию обучения.
Овладение общекультурной компетенцией позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом всё возрастает, выработать у себя толерантность. Вот тематические задания, которые можно выделить как типичные.
10         класс.
       Тема «Праздники».  
Важен современный взгляд на традиционные праздники – от языческих (Ивана Купалы) до христианских и католических (Рождество, Пасха).
Задание. Прочти интервью, взятое у Роя (рок-музыканта) и Лидии (панк - поэтессы). Реплики перемешаны. Определи, кому принадлежат слова. Охарактеризуй их отношение к Рождеству. Что ты думаешь о традициях Рождества?
       Тема «Семейный обед».
  Прослежены общекультурные традиции приёмов пищи с первобытных времён до современности. Учащиеся узнают об исторически сложившихся обычаях поведения за столом в викторианской Англии.
 Задание.  Прочти текст и сделай сообщение по двум вопросам:
         -Отношение к детям во время семейных трапез в викторианской Англии.
         -Отношение детей к этим обедам.
         -Как ты думаешь, изменились ли отношения между членами семьи во время семейных обедов в настоящее время? Каковы ваши семейные традиции за столом?
         Огромную духовную ценность несут в себе пословицы и  поговорки. Дети имеют возможность познакомиться с большой группой англ. Пословиц, к которым они с интересом подбирают русские эквиваленты, убеждаясь, что разные народы разными словесными образами, часто имеющими исторические корни, выражают одни и те же идеи.
        Don’t teach fishes to swim - Не учи учёного.
         To kill two birds with one stone - Убить 2 зайцев одним махом.
          Безусловно, важны уроки и мероприятия в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка /вечер» День Св. Валентина», праздник англ. поэзии и др./
         Большой потенциал заложен в элективных, тем более в профильных, курсах. С 2008 года я работала с группой учащихся 10-11 классов по программе «Иностранный язык и основы страноведения. История Великобритании». Цель программы – повысить интерес к стране изучаемого языка, обогатить словарный запас учащихся лексикой, выходящей за рамки программного материала; углубить знания обычаев и традиций разных исторических периодов Великобритании; формировать умения анализировать исторические факты. В процессе обучения  данному курсу учащиеся имеют возможность приобрести детальные знания об истории возникновения государства Великобритания, о жизни и быте разных слоёв общества в разные исторические эпохи, об истории королевских династий. Уроки английского языка сначала в профильной группе (а затем и в общеобразовательных классах) стали строиться с широким применением компьютерных технологий, учащиеся вовлеклись в исследовательскую и проектную деятельность. Качественная результативность уроков значительно повысилась. Так качество знаний учащихся профильной группы на протяжении всех лет обучения составляло 100%. Учащимися разработаны  несколько крупных информационных и исследовательских проектов: «Легенды старой Англии», «Загадки Стоунхенджа»,  «Развитие театра со времён Шекспира и его будущее» и др. Разработка проекта «Легенды старой Англии» была опубликована в материалах всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 года. В сотрудничестве с учителем географии был создан интегрированный проект «Влияние географических условий на стиль жизни людей», который был успешно представлен на методической конференции, проводившейся по теме «Внедрение проектной технологии обучения в учебный процесс». Считаю, что будущее школы – это не отдельно взятые предметы, а включение учащихся в создание межпредметных исследовательских проектов, в ходе которых решаются предметные задачи. Сейчас учащиеся всех моих классов, начиная со второго, участвуют в создании проектов по различной тематике.  «Диплом», «Мой город», «Моя первая английская книжка», «История развития кинематографа», «Как увековечить память великих людей», «Моё ноу-хау»- вот названия некоторых проектов, выполняемых учащимися  на уроках английского языка. После изучения определенного блока уроков мои учащиеся выходят на такой вид деятельности, как электронный проект. Ребята работают в сотрудничестве по поиску информации в сети Интернет, отбору и переработке материала, созданию компьютерных презентаций. С каждым годом количество  и качество проектов растет, так как учащиеся успешно осваивают не только компьютерные технологии выполнения проекта, но и умеют находить, анализировать, адаптировать информацию на английском языке. Интересен проект «Тайны Рождества» (проект получил II место на межмуниципальном конкурсе учителей иностранного языка «От идеи к творчеству» в 2009-2010 году, представлен на сайте Sar.Wiki), где учащимся потребовались знания из таких предметов, как астрономия (Что такое Рождественская звезда?), литература, музыка (исполнение рождественских гимнов и колядок), МХК (тема Рождества в живописи), технология (приготовлены рождественские блюда, изготовлены рождественские украшения) и английского языка (учащимися созданы 2 компьютерные презентации «Британские рождественские растительные символы» и «Рождественские традиции»).
Другой  своей находкой считаю внедрение технологии «Языковой портфель». Во-первых,  создание "Языкового Портфеля" привело к тесному сотрудничеству  трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей. Во-вторых, работа над созданием языкового портфеля ученика дала возможность развить у учащихся способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке, что очень немаловажно.  Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно  то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.
Какие еще личностно-ориентированные технологии я применяю на уроке?
Это технология интерактивного обучения, т.е. обучения во взаимодействии. Я использую различные приемы моделирования ситуаций реального общения и организую работу учащихся в паре, в группе. Работая в группе,  сильные учащиеся помогают слабым, а слабые учащиеся не испытывают страха за невыполненное задание, так как вместе с другими учащимися ребенок сможет его выполнить. Ребенок лучше запоминает материал, если обсуждает его со сверстниками, учится доказывать свою точку зрения, учится высказываться аргументировано. Личностно-ориентированные технологии, обучение в сотрудничестве, ролевые игры  предполагают учет индивидуальных особенностей ребенка, способствуют развитию его интеллектуальных способностей, а, следовательно, являются здоровьесберегающими технологиями.
Обучение иностранному языку даёт достаточно возможностей для формирования информационной компетенции учащихся. К примеру, работая над написанием эссе на тему «Личность, которой я восхищаюсь», учащиеся 8 класса пользуются Интернетом, где есть масса биографических сведений о жизни современных «звёзд», которые часто являются их кумирами.
       Информационные  технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся, повышение познавательной активности и мотивации.
     Работа над  коммуникативной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.  
Прежде всего, каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определённые сведения, заполнить анкету, на старшей ступени обучения написать резюме и деловое письмо.
       Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребёнка стрессом. Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам и склонностям. На каждой ступени обучения выстраивается учебный процесс так, чтобы дать детям возможность реализовать себя.
Сегодня перед учителем иностранного языка стоят следующие задачи:
1) Усилить практическую направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
2)  Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
3)  Развить навык самостоятельной работы учащихся.
4) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
5) Поддерживать и развивать талантливых и одарённых детей, строить работу по индивидуальным учебным планам и индивидуальной образовательной траектории.
6) Развить у обучающихся навык рефлексии.
      Задачей школы и учителя является  создание таких условий, которые бы обеспечивали "запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения успеха.

Категория: Статьи учителей Красногвардейского района | Добавил: vk350 (24.10.2011) | Автор: Л.И. Долгова
Просмотров: 1933 | Комментарии: 3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz