Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Давыдова Л.В.
Забашта М.А.
Пояснительная записка
Данное учебно-методическое пособие «Готовимся к устной части экзамена по английскому языку» продолжает серию учебно-методических пособий, разработанных авторами, по подготовке к итоговой аттестации по английскому языку.
Основная цель данного пособия-ознакомление учащихся 8-9 и 10-11 классов с заданиями устной части ЕГЭ и ОГЭ, со стратегиями выполнения заданий в формате ЕГЭ, оказание методической поддержки учителям в выработке и закреплении стратегий, направленных на успешное выполнение заданий.
В пособии представлены тренировочные материалы, которые могут быть использованы на уроках английского языка, проанализированы типичные ошибки, допущенные учащимися при проведении административной контрольной работы в разделе «Говорение», в апреле 2016 года, даны рекомендации по их устранению с целью успешной сдачи последующих экзаменов.
Материалы пособия можно использовать на уроках с учителем или в ходе самостоятельной подготовки к экзамену. Предложенные тренировочные задания позволят проверить и оценить уровень готовности обучающихся к выполнению заданий ОГЭ, ЕГЭ в разделе «Говорение».
Модель проверки устной части.
Введение устной части в процедуру итоговой аттестации выпускников основной и средней школы направлено на проверку умений говорения, заложенных в образовательном стандарте и программах по иностранному языку. Устная часть экзамена позволяет:
-проверить виды речевой деятельности;
-установить уровень иноязычной коммуникативной компетенции выпускников.
Так, объектами контроля в разделе «Говорение» для 11 класса являются:
Задание1.Техника чтение вслух фрагмента(1 балл)
Задание2.Умение вести диалог-расспрос(5б.)
Задание3.Умение выстраивать тематическое монологическое высказывание(7б.)
Задание 4Умение выстраивать тематическое монологическое высказывание с элементами сопоставления и сравнения (7б.)
Первые 3 задания являются заданиями базового уровня сложности и были вынесены на контроль. Задание 4-задание высокого уровня сложности, отрабатывалось на уроках, на контроль не выносилось.
Устная часть КИМ ОГЭ состоит из 3 заданий.
Задание1.Чтение вслух(2б.)
Задание2.Условный диалог-расспрос (6 б.)
Задание 3.Построение связного монологического тематического высказывания с опорой на предложенный план(7б.)
На контроль были взяты задания1 и 3для 8-9 классов и задания 1, 2, 3 для 10-11 классов.
Следует отметить, что при проведении работы не была реализована технологичная (компьютерная) форма проведения устной части ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку.
Этап подготовки материалов
Модель устной части по была успешно введена в технологию проведения ЕГЭ по иностранному языку в 2015 году, в 2016 г. введена новая форма устной части в технологию проведения ОГЭ по иностранным языкам, поэтому при разработке измерительных материалов мы опирались на следующие нормативные документы, опубликованные на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ»: http://fipi.ru:
1.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
2.Спецификация КИМ-2016.
3.Демонстрационные версии КИМ,2016г.
Тематика и речевое наполнение тренировочных заданий, предложенных в данном пособии, соответствуют ФГОС и кодификатору элементов содержания ОГЭ, ЕГЭ по английскому языку-2016 год и охватывают следующие тематические разделы:
8-9 классы
1.Школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним.
2.Покупки. карманные деньги.
3. Путешествия по странам изучаемого языка и по России.
4. Проблемы выбора профессии и роль иностранного языка
5.Досуг и увлечения.
6.Средства массовой информации (пресса, телевидение, радио, интернет).
10-11 классы
- Общение в семье и школе, семейные традиции, межличностные отношения с друзьями.
- Жизнь в городе и сельской местности, Проблемы города и села.
- Здоровье и забота о нем, медицинские услуги, здоровый образ жизни.
- Досуг молодежи, посещение кружков, секций.
- Роль владения иностранными языками в современном мире.
- Планы на будущее, проблема выбора профессии.
- Путешествия по стране и за рубежом.
- Школьное образование. Изучаемые предметы, отношение к ним, каникулы.
В целях независимой проверки проводилась независимая (учителями, неработающими в данной группе) проверка обучающихся по критериям оценивания выполнения заданий устной части согласно демонстрационному варианту 2016г.
Этап подведения итогов
1.Подготовка кратких оперативных справок по классам.
2.Подготовка аналитического отчета по результатам контроля устной части.
3.Разработка методических рекомендаций для учителей на основе анализа типичных ошибок обучающихся.
В проведении зачета по устной речи в формате ОГЭ и ЕГЭ участвовало (апрель 2016):
Класс
|
Кол-во учащихся
|
Участвовали в зачете
|
Сдали зачет
|
Доля в %
|
Не преодолели минимальную границу
|
Доля в %
|
8
|
100
|
85
|
68
|
80%
|
17
|
20%
|
9
|
114
|
100
|
81
|
71%
|
19
|
29%
|
10
|
135
|
126
|
120
|
95%
|
6
|
47%
|
11
|
127
|
106
|
88
|
83%
|
18
|
17%
|
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников АКР по проверке умений и навыков устной речи, 2016г.
10-11классы
Задание1. Базовый уровень сложности, проверяет правильность оформления фонетической стороны устной речи, тем самым показывая понимание содержания прочитанного стилистически нейтрального текста.
Типичные ошибки
1.Неправильное cоединение звуков в потоке речи: щелевые: [f][v][ɵ], смычные: [m],[n],[p],[b],[t],[d], ошибки в произношении слов, палатализация
согласных.
2.Ошибки во фразовом ударении, неумение выделить логический центр высказывания, забывают, что целый ряд слов –артикли, предлоги, союзы, модальные глаголы, личные и притяжательные местоимения, вспомогательные глаголы практически всегда безударны, за исключением случаев, когда на них падает смысловое ударение.
3.Ошибки в словесном ударении, искажающие смысл, например, /mankind- ударение на первом слоге, переводится как «мужская часть населения», в то время как mankind с ударением на втором слоге означает «человечество».
4.Паузы, запинки при чтении, монотонность чтения или невыразительное скорочтение. Не учитывают, что интонация играет очень большую роль в английском языке, придавая предложению смысловую законченность, и эмоциональную окраску.
Рекомендуемые задания для отработки фонетических навыков
Задание 1.Проверка правил чтения.
Заполните таблицу, выберите и запишите слова в соответствующую колонку, в которых буква “A” читается по правилам чтения в четырех типах слога.
Care, game, rare, park, plane, area, stage, glad, lady, fare, mark, barn, compare, dare, bad, age, made.
I тип слога
(открытый)
|
II тип слога
(закрытый)
|
III тип слога
(арный закрытый)
|
IV тип слога
(арный открытый)
|
skate
|
bad
|
dark
|
mare
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 2. От буквы к слогу.
Соберите слоги в быстром темпе, начиная с гласного звука.
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
e
|
e
|
o
|
i
|
oi
|
re
|
ue[we]
|
ro
|
ri
|
joi
|
tre
|
que
|
pro
|
cri
|
join
|
stre
|
ques
|
prob
|
scri
|
joint
|
stress
|
quest
|
probab
|
scrim
|
|
|
|
probable
|
scrimp
|
|
заклинание,
произносить по буквам
|
искать
|
вероятный
|
экономить
|
соединение,
сустав
|
Задание 3.Упражнения на «немые» буквы.
Помните, что сочетания согласных читаются: kn-[n], wr-[r], wh-[w], sc-[s],gn-[n],gh-[f],[g],[ ]
Заполните таблицу, запишите в каждую колонку не менее 5 слов.
kn[n}
|
wr[r]
|
wh[w]
|
sc[s]
|
t[ ]
|
gn[n]
|
gh[f]
|
p[ ]
|
h[ ]
|
knuckle
|
wrapping
|
meanwhile
|
muscle
|
castle
|
assignment
|
cough
|
receipt
|
hour
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4.Подчеркните слова, где есть немые согласные.
Knight, campaign, Sun, gnome, honest, responsible, vehicle, heir, enough, tenth, fasten, literary, begin, giant.
Задание 5. Прочитайте следующие смысловые группы, обращая внимание на ритм.
rat, fat rat, big fat rat, that big fat rat, catch that big fat rat, Can you /catch that big fat /rat?
a girl, a little girl, a little pretty girl, a little pretty girl looking rather miserable, sat at the window,
A little pretty /girl| looking rather /miserable| sat at the \window.
Задание 6. Найдите соответствие между предложениями 1,2 и предложениями a,b. Обращайте внимание на смысл предложения.
1.He did’t die happily.
2.He didn’t die| happily.
- He recovered, fortunately.
- He died being unhappy.
Задание 6.Произнесите сообщения с нисходящей интонацией. Курсив обозначает фразовое ударение.
It’s a \desk. It’s a big \desk.
It’s a \sea. It’s a deep \sea.
It’s a \text. It’s an easy \text.
It’s a \board. It’s a white \board.
Рекомендации для успешного выполнения задания 1
1.Помнить правило 3-х «не»:
Не удваивать! (common, porridge, middle, suppose).
Не оглушать! (live, fog, tend).
He cмягчать! (sit, beauty, liquid).
2.Повторить правила чтения.
4.Повторить как интонационно следует оформлять утверждения и разные типы вопросов.
5.Научиться выделять ключевые слова и фразы в тексте.
6.Выполнять задания для улучшения артикуляции сложных звуков.
7.Пояснить что синтагма- наименьшая смысловая единица и может быть выражена либо одним словом (Run!), либо группой слов ( in the evening) или целым предложением (This is a book.).
Задание 2.
Типичные ошибки
В ходе выполнения задания обучающиеся должны осуществить запрос информации, обратиться за разъяснением, правильно употреблять языковые средства. В целом учащиеся справляются с данным заданием. Типичные ошибки:
1.Используют вопросы «Как насчет…», «Скажите, где…» несмотря на то, что в инструкции к заданию указано, что надо задать пять прямых вопросов.
2.Не соблюдают грамматические правила при построении прямых вопросов.
3.В первом же вопросе используют местоимение-заменитель существительного вместо указанного объекта.
4.Задают однотипные вопросы: What is… What are…?, часть из которых не являются аутентичными и звучат неестественно, например:What is the price? Правильно будет спросить: How much does it cost?
5.Начинают вопрос с вежливого оборота, но не соблюдают прямой порядок слов, характерный для косвенного вопроса, например,
Could you tell me where is the Sports Centre situated?
Задание 2
Рекомендуемые задания при подготовке
При обучениии можно рекомендовать задания1-5, которые позволят избежать однотипные вопросы и устранить типичные ошибки.
Задание 1.Найдите соответствие между частями А и В.
A B
Number of
|
Is/are there
|
Discounts
|
How much
|
Place
|
How long
|
Opening hours
|
How many
|
Price
|
Do you have
|
Duration
|
What are
|
Availability
|
When
|
Time
|
Where
|
Задание 2.Вы собираетесь провести выходной на ферме и хотите получить больше информации. Задайте прямые вопросы, чтобы узнать следующее. Для начала найдите соответствие между позицией и вопросительным словом:
Use question words: what, where, which, whose, why, who, how many, how much.
Position
|
Question Word
|
Direct question
|
Farm manager
|
|
|
Location
|
|
|
Number of people in a group
|
|
|
Breakfast served
|
|
|
Wearing a riding helmet
|
|
|
Best way to get to the farm
|
|
|
Cost of riding lessons
|
|
|
Opening hours
|
|
|
|
|
|
Следующее задание построено на рефлексии и способствует отработке правильных грамматических навыков.
Задание 3.Найди и исправь ошибку.
1. What is the opening hours?
2. What does people enjoy doing in their free time?
3. Could you tell me where is your fitness centre situated?
4. Where is the duration of the excursion?
Задание 4.Отработка интонации при постановке вопросов.
Запишите вопросительные предложения в соответствующую колонку, прочтите, обращая внимание на интонацию.
1. What is the address of your fitness centre? 2. Are any reservations accepted? 3.What type of fish are customers served? 4.What desserts are offered?
5. Where is the restaurant located? 6. Do I have to share a room with anybody else?7.When does the course begin?8.Is the bicycle under guaranty?
General Questions/Rising Tone!
|
Special Questions/Falling Tone!
|
Do you have any discounts for students?
|
How much do I have to pay for three months?
|
|
|
|
|
|
|
Рекомендации для успешного выполнения задания 2 устной части.
1.Задавать прямые вопросы, а не косвенные.
2.Повторить типы вопросов, различать, когда нужно поставить общий, когда специальный вопросы.
3.Обратить внимание на интонацию: общие вопросы произносят с повышающей интонацией, специальные с понижающей.
Do you have any discounts for students?
Where is your centre located?
Задание 3
Типичные ошибки
При выполнении задания 3 обучающиеся допускали следующие ошибки:
- Выбирают ту картинку, которую не очень поняли.
- Не указывают адресности, обращения к другу.
- Не формулируют вступительную и заключительную фразы, ошибочно полагая, что фраза «I have chosen picture 3» и есть вступление.
- Дают по фразе на пункт плана.
- Нарушают последовательность пунктов плана, что отражается на логике высказывания.
- Не используют необходимые клише: In the foreground…, In the background…,In the left hand corner…, On the right…
- Не высказывают свое мнение о героях и картинке в целом.
- Используют ограниченный набор средств логической связи (в основном, because).
- Допускают фонетические и лексико-грамматические ошибки.
Рекомендуемые задания при подготовке
Задание 1.Используй правильное время при описании картинки:
Present Simple, Present Continuous, Past simple, Past continuous
Item of the plan
|
tense
|
When the photo was taken
|
Past Simple
|
Where the photo was taken
|
…
|
What/who
|
…
|
What is happening
|
…
|
Why you keep it
|
…
|
Задание 2. Напиши синонимы и антонимы, пользуясь словарем.
Adjectives
|
Synonyms
|
Opposites
|
boring
|
dull
|
interesting, exciting, fascinating
|
tired
|
…
|
…
|
anxious
|
…
|
…
|
Задание 3 Обоснуй свой выбор, используя различные средства связи:
to, since, as, so(that),in order to, because
- I took the photo when I visited Oxford…
- I want you to join me next time…
- I’m showing the photo to you…
- I went there…
- She is feeling nice…
Рекомендации для успешного выполнения задания 3
Таким образом, при подготовке к заданию 3 необходимо помнить что:
1.выбор картинки и планирование рассказа по ней, используя свое воображение, является ключом к успеху;
2.в данном задании описание опережает рассуждение;
3.при описании картинки необходимо использовать речевые клише;
4.организация высказывания включает в себя обязательное введение и заключение. Под введением и заключением понимается любое высказывание, выходящее за рамки предложенного плана, например,
While travelling I enjoy taking pictures…, I've decided to take part in a photography competition… I wanted to have something to remind me of my trip…
5.обосновывая свой выбор, следует использовать различные средства связи:
I took the photo so that…, I went there in order to…, We were feeling sad because…, The main reason I keep it in my album is to…, I am showing it to
you since/as…;
6.при описании следует использовать больше прилагательных, квалифицируя их наречиями, например,:…It was an extremely boring trip. …We are much happier now.
Следует помнить,что задание 3является заданием базового уровня и не требует использования сложных грамматических конструкций при описании фотографии.
Таким образом, очевидно, что в процессе изучения иностранных языков необходимо уделять больше внимания развитию спонтанной речи на основе структурных планов, ментальных карт, вербальных опор в виде полезных слов и выражений. Визуальные опоры (картинки, набор картинок, презентации, видео) также являются полезными для формирования устной речи.
Следует создавать на уроках коммуникативные ситуации, способствующие обмену информацией между обучающимися. В практику неплохо ввести аудиозапись ответов учащихся с целью последующего совместного обсуждения достоинств и недостатков устного высказывания, чтения вслух, или диалога-расспроса.
Рекомендуемая литература
1.А.Ф. Узкий «Правила чтения английских слов» –Антология Санкт-Петербург,2003
2.Л. Г. Стабурова, Т. И. Майстренко, Л.В.Папанова «Курс фонетики английского языка» Научный центр проблем диалога, Санкт-Петербург-1997
3.www.teachers-corner.co.uk
4.N Galatenko English transcription A reference book with exercises and keys. Изд-во «Ось-89»,2001 с изменениями.
|