Аналитическая деятельность, направленная на повышение уровня обученности учащихся. Тен Т.К., ГБОУ СОШ № 187
Работаю с учебно-методическими комплексами, разработанными в
соответствии с федеральными требованиями совместно с британскими специалистами
в рамках совместного российско-британского
проекта при поддержке Британского Совета и Министерства образования и науки
Российской Федерации.
Благодаря этому, в них находят отражение традиционные
подходы и тенденции как российской, так и зарубежных методик обучения
иностранному языку.
Целью и задачами УМК
являются:
- дальнейшее
формирование основ языковой и речевой компетенции учащихся;
- дальней шее развитие коммуникативных навыков;
- формирование у
учащихся социальных навыков, позитивного отношения к своей культуре и к
традициям и народам других стран;
- развитие учебных навыков, включая навыки взаимо- и самоконтроля
Основными принципами обучения
являются:
- коммуникативно – когтивный
подход, использующий комбинацию техник современной методики преподавания
английского языка.
Тематика уроков,
текстов и обсуждаемых проблем соответствует возрасту и интересам учащихся,
отражает межпредметные связи. Учебные
задания и учебный материал ориентированы на личность ученика, учитывают его
интересы и потребности, основываются на опыте учащихся. С помощью специально
организованных, носящих разнообразный характер, заданий и упражнений учащимся
предлагается учиться выражать собственное мнение, быть активными участниками
процесса обучения, обеспечивая тем самым овладение навыком иноязычного общения
в различных его функциях.
Важным принципом
обучения является принцип введения лексико-грамматических явлений через широкий
функциональный контекст. Ключевым принципом работы над грамматикой и лексикой
является установление неразрывной связи между формой и смыслом.
Введение новых
грамматических явлений осуществляется неодинаково: в одних случаях – учителем,
в других случаях учащимся предложено вывести правила самостоятельно на основе
контекста.
Активный и
пассивный вокабуляр учебника вводится и отрабатывается по-разному: пассивная
лексика используется только для понимания контекста. Большое внимание
уделяется различным стратегиям работы с
незнакомой лексикой при введении и отработке, например, извлечение значения
незнакомых слов из контекста, или по картинкам, или с помощью перевода. Навык
работы со словарем отрабатывается систематически.
На уроках
выполняются упражнения с широким выбором
заданий как традиционного типа (например, «заполните
пропуски», или « выберите правильные и неправильные утверждения», « соотнесите
слова со следующими определениями») , так и заданий творческого характера,
направленных на развитие критического мышления и коммуникативной
компетенции, например, « найдите орфографические ошибки» или «подумайте над
советом, который вы можете дать детям на картинке» и т.д. Эти упражнения
направлены на стимулирование интереса
учащихся к обсуждаемой тематике, помогают поддерживать атмосферу заинтересованности в
классе, а также способствуют надлежащему
усвоению материала.
Формирование
умений говорения и письма осуществляется систематически и поэтапно. Используются различные
тренировочные упражнения: более контролируемые (цепочки, подстановки) и менее
контролируемые (трансформация, игры), интервью,
ролевые игры опросы и т.д. Учащиеся работают в парах, малых группах.
При обучении
письму формируется навык продуктивного письма (написание писем, электронных
посланий, обзоров, заметок в газету, небольших рассказов, автобиографий, а
также ведение дневника и т.д.
При обучении
чтению в фокусе находится развитие навыка чтения как коммуникативного умения с
использованием различных читательских стратегий. На уроках выполняются
упражнения предварительного характера, даются задания для выполнения в процессе
чтения, а также задания для выполнения после прочтения текста.
Выбор текстов разнообразный и интересный. Большинство
текстов тематически пересекаются с другими предметами школьной программы
данного уровня – историей, географией, астрономией, а также содержат
важные и интересные для учащихся данной
возрастной группы сведения.
Навык аудирования
также формируется последовательно. С помощью записей диалогов и текстов
развивается навык слышать и понимать речь носителей языка.
Перевод
рассматривается как особый вид речевой деятельности, формирование которого
также является целью обучения. Развитие этого умения основано на сравнении и
сопоставлении родного языка с языком изучаемым, при этом особое внимание
уделяется специфическим трудностям перевода, которые испытывают русскоязычные
учащиеся.
Страноведческий
материал рассматривается в учебнике с межкультурной позиции.
Хочу
подчеркнуть, что в каждом разделе обучения обеспечивается возможность
формирования навыков само- и взаимоконтроля. Какие методы можно применить и
применяются мною. Например, в самом начале любого модуля или темы вводятся
новые слова и выражения, которые учащиеся самостоятельно прорабатывают при
помощи специального мини- словаря, прилагающегося к учебнику, находят слово,
самостоятельно его прочитывают по транскрипции, читают, что это слово означает,
и догадываются, какой русский перевод это слово может иметь, так как словарь
англо- английский. Иногда слово находим в прилагаемом тексте и по контексту
догадываемся о его переводе. Усвоив новые лексические единицы, через пару
занятий пишем диктант, затем учащиеся меняются тетрадками и проверяют диктанты
друг у друга. При этом более слабым учащимся разрешается пользоваться
учебником, что дает лишний шанс запомнить то или иное слово. Другой вид работы,
который выполняется систематически: после практических работ в школе, дети
выполняют письменные упражнения в
специальной рабочей тетради, где они выполняют упражнения для закрепления
знаний, полученных на уроках.
Также на уроках
проводятся самые различные игры, в которых участвуют все, на составление
различных кроссвордов, загадок, ребусов
составляемых самими ребятами и оцениваемыми авторами этих работ.
Очень ребята
любят выполнять всякие поделки на заданную тему, например, когда мы проходили
прилагательные, выражающие наши чувства или обозначающие предметы, как-то:
красивый, уродливый, грязный, хорошенький, угрюмый, счастливый и другие, то
многие ребята принесли самые
различные физиономии, нарисованные на
бумажных тарелках, отражающие эти чувства или состояния.
Самоконтроль
осуществляется во всех видах работы, где есть ответы, к которым учащимся надо
обратиться после выполнения задания.
В учебниках
специально выделена страница для самопроверки. Во время выполнения этой
страницы учащимся разрешается пользоваться материалами предыдущих уроков в
поисках подсказки, если необходимо.
Особенно ребята
любят выполнять проекты, которые они выполняют группой. Этот урок строится по
принципу проектной деятельности, что позволяет интегрировать все полученные
знания и развивать самостоятельность учащихся. Формы этой работы меняются от
раздела к разделу: создание зашифрованного текста, презентация известного певца
или группы, конкурс на проект своего дома, своего расписания для своей будущей
школы и другое. Думаю, применив все эти
формы работы, смогу повысить интерес к предмету и уровень обученности возрастет значительно.
Учитель
английского языка ГБОУ СОШ №182:
Т.К.Тен